bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Джаз в дождливый день. Сегодня в «Киномире» показывают дебютный фильм болгарского режиссера Андрея Чертова
There are no translations available.



Болгарина Андрея Чертова плохой погодой не удивишь. Поэтому холодный май в Томске жителя теплой Софии не привел в уныние. Против дождей и холодной погоды кинематографисты знают верное средство, чтобы согреться. Это искусство, а еще точнее, это музыка. А еще точнее - это джаз. Именно о джазе, о людях, которые творят его, и снял свою ленту выпускник ВГИКа, москвич по рождению, но житель Софии кинооператор Андрей Чертов.

«В ненастный день выйди на улицу. Оторвись от ежедневного бытия и суеты и, подхваченный внезапным ветром, полети над старым городом вместе с музыкой, сыгранной душой и чувствами музыканта…» - вот такой анонс, похожий на блюз, сопровождает фильм «Дождливый день», в котором знаменитые джазмены из Пловдива, музыканты мирового класса Огнян Видев, Милчо Левиев, Иво Папазов, Мая Новоселская сыграли самих себя. Для Андрея Чертова, несмотря на то, что в кинематографе он с начала 70-х, это дебют. Он впервые выступил как режиссер.

- Фильм я снял и смонтировал за год, он выпущен в 2013 году. Конечно, лучше снимать дольше, но на дольше уже не было денег», - признался Андрей.

Болгарский режиссер стал гостем пресс-центра кинофорума. Это была неформальная встреча, которая началась вопросом: «где у вас можно поесть вкусные пельмени» и сопровождалась тостами и действиями, о которых замечательно написал Венедикт Ерофеев: «И немедленно выпили». Приятным удивлением для Андрея Чертова оказалось известие, что в Томске джаз любят, здесь он звучит постоянно, и большой джазовый фестиваль придет на смену «Золотого Витязя».

- Огнян Видев, о котором я снял фильм - джазовая звезда по всем международным стандартам. Правда, сейчас он немного забыт. Этот фильм не только про Огняна, но и про искусство вообще. На фоне судьбы музыканта рассказана история города, и показана жизнь художников, воспроизведена атмосфера джазового Пловдива.

В своем фильме я ушел от обычного творческого портрета. Когда собираешь 10 друзей, и они рассказывают тебе о какой-нибудь известной личности. Или можно дать возможность говорить самим героям. И выстроить фильм только на их рассказах. Я сразу ушел от такого формата. Я хотел снять фильм о джазе по законам джаза, придать кино форму музыки. Стремился, чтобы лента получилась такой же артистической. Чтобы ее было интересно смотреть.

- Что такое джаз для вас? На мой взгляд, джаз - это драйв.

- Ответ на этот вопрос и содержится в фильме. Думаю, он вам понравится.

- В Болгарии было время, когда запрещали джаз?

- Как в СССР его так не запрещали, но и не распространяли. Почему Пловдив? Потому что атмосфера там была всегда намного свободнее, чем в Софии. Там жили и живут много художников, музыкантов, они и формируют атмосферу. Да, это такая богемная атмосфера.

- Мне кажется, что фильм о джазовых музыкантах - не совсем формат фестиваля?

- А мне кажется, что православие на закрывает тему славянского кино, славянского искусства. В моем фильме эта тема раскрывается в пятиминутном эпизоде. Ведь что такое духовность? На мой взгляд, она не в том, чтобы стоять в церкви со свечкой или идти с Крестным ходом, а в том, что у тебя внутри. Распространять мудрость можно и через фильмы.

- Обычно считалось, что книга - распространитель мудрости. Сегодня даже книгу называют техническим термином «бумажный носитель». Потому что появился электронный.

- А есть еще и аудиокнига. Я привык читать с телефона, даже не с монитора ноутбука. Для меня книга привычнее. Но мои дети уже привыкли к компьютеру, к гаджетам. Они даже кино по телефону и на планшетах смотрят. И в кино им не надо ходить.

- Для вас это больно осознавать, что «не надо ходить в кино»?

- Да. Ведь уходит культура хождения в кино. В зале ты чувствуешь, воспринимаешь по-другому. Фильм, увиденный на большом экране, дает другое качество. Возникает особая атмосфера, другая аура. Здесь не прервешься на чай или рекламу. Здесь концентрированное погружение. У вас есть мультиплексы? Если нет, то скоро придут. Хотя Томск - это другая Россия. Так вот мультиплекс съел ощущение кинотеатра. Что это такое? Большой магазин. Пришел за покупками и заодно кино посмотрел. Это американский продукт, который навязывает их стандарты жизни, их привычки. И политика американского кино под это выстроена. Поэтому в него деньги большие вкладывают. А дистрибьюторы как в России, но в Болгарии зависят от американцев. Поэтому европейское кино объединяется, чтобы противостоять американизации кинематографа.

- Слышала, что Франция запрещает показ американского кино.

- Не, не запрещает, Не могут запретить. Но Европа субсидирует производство национального кино. И есть какие-то кинотеатры, которые получают субсидии, чтобы прокатывали национальные европейские фильмы.

- Государство должно вкладывать деньги в кинематограф?

- Обязательно. И в России, и в Болгарии. В России может существовать огромная индустрия. Не знаю, как в России, осталась ли сеть кинотеатров, а в Болгарии она рухнула. У нас было около четырех тысяч кинотеатров и клубов. В каждой деревне показывали фильмы. А сейчас не больше ста кинотеатров на всю страну. Людей отучили ходить в кино.

- Тогда для кого Вы снимаете свои фильмы?

- Хороший вопрос. Я снимаю для людей, которые понимают, что джаз - это особое искусство, и кино - особое искусство.

- Сняли фильм. А дальше? Только фестивальный путь для распространения?

- К сожалению, это так. Я пробовал прокатить этот фильм в Софии, и почти не было зрителя. Чтобы он пошел в кинотеатры нужно вложить огромные деньги в раскрутку. Я не знаю, сколько нужно денег вкладывать. В американском бюджете 20 процентов отводится на рекламу. Я не могу себе позволить, хотя я сам и продюсер.

- Получается, что некоммерческое кино, как ваше, снимать невыгодно, но интересно.

- Точно. Невыгодно с коммерческой точки зрения. Но такие фильмы, как «Дождливый день», приносят удовлетворение от работы.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Валерий ДОРОНИН