bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Татьяна СТРОКОВА
There are no translations available.

Когда ритм становится пространством

- Я живу настоящим и будущим, на данный момент история меня не слишком интересует, - решительно заявила в самом начале разговора Татьяна Строкова.

И все-таки начали с истории.

- Никогда такого момента не было. Я говорю о моменте, когда я стала понимать: это музыка, а это нет. Музыка была всегда. Она вошла в мою жизнь естественно. Раньше музыки была только мама.

Мама Татьяны, Ирина Васильевна Строкова, известный в Томске педагог, давно преподает в музыкальном училище. В 2012 году она стала лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры. Спрашивать, почему дочь преподавателя музыки выбрала профессию музыканта, было бы глупо. Поэтому уточнила, был ли у Татьяны другое желание?

- Вы хотите знать, «мое» ли дело музыка? Все шесть лет учебы в Новосибирской консерватории грозилась ее бросить. Странно, но в музыкальной школе, когда обычно дети бросают занятия, таких настроений не было. Мне казалось, так положено - ходить в музыкальную школу, играть на скрипке. Я всегда добросовестно выполняла задания, участвовала в конкурсах. О школе остались теплые воспоминания.

Татьяна училась в 1-й музыкальной школе, с которой начиналось все музыкальное образование за Уралом. Занималась в классе Валентины Ивановны Большаковой, о которой ходили слухи, что она ставила на горох всех не выучивших уроки.

- На счет «гороха» - это, конечно, преувеличение. Но ее любимая фраза: «В моем классе нет перспективных детей». Притом что выпускники Большаковой побеждали на городских и областных конкурсах, а Ансамбль скрипачей ТГУ до сих пор наполовину состоит из ее выпускников. Несмотря на строгость, Валентина Ивановна давала ученикам свои личные скрипки (мастеровые, дорогие). Помню, и мне досталась одна.

С профессиональным уклоном Татьяна начала заниматься в классе Хамита Минажевича Жармухамедов. К этому времени она уже училась в девятом классе общеобразовательной школы. Занятия в известной в Томске гимназии №6 («немецкой») оставляли достаточно времени на занятия музыкой.

- Хамит Менажиевич терпеливо и подолгу со мной занимался. Дал много в плане базовой технологии. После восьмого класса поступила в колледж, в класс Ольги Ивановны Пивоваровой. Но считаю, что основные секреты мастерства открыла мне Елена Владимировна Баскина. Она приезжала в Томск регулярно с мастер-классами. Перед поступлением в консерваторию я ездила часто в Новосибирск на консультации. Считаю, что именно Баскина сыграла определяющую роль в том, что я поступила в Новосибирскую консерваторию и стала профессиональным музыкантом.

С 2007 года для Татьяны Строковой началось самое мучительное, что может быть в музыкальном образовании – переделка «игрового аппарата».

- Баскина мне ставила руку. Я три года впахивала, потому что в музыкальной школе учили так, а в консерватории – по-другому. К счастью, огрехи предшествующего обучения оказались «операбельными». Первые три курса Елена Владимировна запрещала мне работать в оркестре. Занятия с Баскиной дали не просто технические навыки, приемы, движения. От педагога перенимаешь образ мышления, взгляды на изучаемый предмет.

В 2011 году Татьяна Строкова получила диплом бакалавра, еще через два года – магистра. В том же году поступила на службу в Томский Академический симфонический оркестр.

- Почему вернулась в Томск? Все просто: квартирный вопрос. К тому же в прошлом году в оркестре было много вакансий, а сегодня уже трудно получить работу. Вторая причина - Томск самый удобный город в мире. Только здесь на одном «пятачке» можно работать: в филармонии, музыкальном колледже и школе искусств. По сравнению с Новосибирском Томск уютный, милый, хороший, но сонный город.

Ритм жизни Татьяны Строковой сонным не назовешь. Она успевает давать уроки музыки 13 ученикам в той школе, которую когда-то окончила, и в колледже, где тоже ее помнят еще студенткой, и получать уроки жизни в оркестре.

- Игра в оркестре требует от музыканта только рацио. Эмоции следует отключать, иначе собьешься с ритма. Когда у меня эмоции зашкаливают - происходит технический сбой. Поэтому стараюсь держать себя в руках. А вот удовольствие от музыки получаю, когда играю соло и когда разучиваю произведение. Тут погружаюсь в полутрансовое состояние, когда забываю, где нахожусь. Точнее, нахожусь в каком-то особом ритме. Ритм и становится на время игры моим внутренним пространством. Знаете, почему солисты играют стоя? Потому что сидя невозможно сделать подачу звука очень яркой, просто неудобно работать. На мой взгляд, только слушатель имеет счастливую возможность получать удовольствие от музыки. Воспроизводить даже гениальную мелодию – колоссальный труд. Но если хочешь, чтобы музыка понравилась слушателю, нужно, чтобы и тебе эта музыка нравилась, и чтобы сам музыкант получал удовольствие от исполнения. Невозможно заинтересовать произведением, если ты его не пережил, не прочувствовал.

Любимым композитором Татьяна считает Бетховена. «В его музыке есть драматизм, переживания, но ни в коем случае не сентиментальные». Из скрипичных произведений ее душе ближе «Вариации на оригинальную тему» Венявского.

- Не люблю пафос. Но когда-то я написала Оду ремонту. Поверьте, я не каждый день думаю о роли музыки в моей жизни. Или думаю: «О, музыка – это что-то такое!...» Мой способ исполнения – это воля. Я человек объективного склада. Поэтому нравится барочная полифоническая музыка - она строго выверенная - там чистая математика.

Все дни Татьяна делит на играбельные дни и неиграбельные. Но дни концертов - это исключительные дни. На встречу со слушателем ей помогает настроиться сам организм.

- В определенный час начинается волнение, выброс адреналина. За счет этого улучшается восприятия, и начинаешь по-другому играть. Безусловно, способ подачи материала играет не последнюю роль. Когда энергетический выброс мощный, то музыка цепляет. Недаром считается, что музыкальное произведение при каждом исполнении как бы создается заново. Невозможно два раза сыграть одинаково. Это под силу только записи. Но путь осилит идущий. В этом убеждена. Не надо задумываться, что ты делаешь. Надо просто делать.