bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Татьяна ПОЛЯНИНА
There are no translations available.

Из города металла и музыки

Магнитогорск на экономической карте СССР всегда был отмечен значком, который говорил, что это один из крупнейших мировых центров черной металлургии. Он и сегодня остается городом металлургической промышленности. И вместе с тем в 70-80-х годах в этом городе образовалась удивительная культурная зона. В театральные словари она будет вписана как «уральская зона», где молодые режиссеры Екатеринбурга, Магнитогорска и других уральских городов произвели настоящую революцию в искусстве театра кукол. В музыкальном отношении Магнитогорск тоже оказался весьма интересным явлением. Благодаря дирижеру Семену Эйдинову здесь была создана совершенная система музыкального образования. Он стоял у истоков музыкального училища. Со временем Магнитогорск стали называть городом металла и музыки.

В этом городе родилась и провела свое детство Татьяна Полянина (Сашко). Конечно, в 70-х она не носила еще фамилию Полянина.

Однажды пятилетнюю девочку Таню мама привела в Дом музыки. Это был первый в России Дом музыки. И записала в детский ансамбль. Первым инструментом, который освоила будущая скрипачка, стал металлофон. Вскоре, металлофон и ансамбль помогли Татьяне почувствовать, какова на вкус слава. Детский ансамбль часто давал концерты в городе, телевиденье Магнитогорска снимало сюжеты о юных музыкантах.

- Потом состоялся выпуск, - вспоминает Татьяна Полянина. - И на нем присутствовала заведующая струнным отделением музыкального училища (ныне это консерватория). Галина Абрамовна Пашковская - известный в городе педагог по классу скрипки. Она послушала меня и сказала родителям, что у ребенка есть хороший слух и предложила записать меня в музыкальную школу, в класс скрипки.

- К скрипке привыкла сразу. Не рыдала, не жаловалась, что руки болят. Хотя не без того. В шестом или в седьмом классе по совету педагога родители купили мне первый профессиональный инструмент. Сейчас у меня немецкая скрипка. Голос ее - не сильно звонкий, скорее низкий, грудной голос. Но мне он нравится.

В класс к Галине Пашковской Татьяна пришла в 1979 - м, уже имея аттестат музыкальной школы. Первым ее наставником стала ученица Пашковской - Галина Федоровна Сидорова, которая водила ученицу к своему наставнику на мастер-классы и консультации.
До поступления училища у Татьяны оставались сомнения: выбрать ли профессию музыканта?

- В школе математика с физикой шли хорошо. И была мысль: а не поступить ли в технический вуз? Но музыка победила. Я не жалею о той победе. После окончания училища поехала в Уфу поступать в институт искусств (сейчас это Академия искусств).

Пять лет учебы в вузе стали для Татьяны временем общения с известными педагогами, выпускниками знаменитой Гнесинки.

- Я занималась в классе профессора Александра Абрамовича Шисмана, выпускником института им. Гнесиных. Он продолжает преподавать, а его ученики работают по всему миру. Он ученик Альберта Маркова. Марков учился у Петра Столярского, основателя первой в СССР специализированной музыкальной школы для одаренных детей. Во время войны был эвакуирован в Свердловск, где и произошла встреча учителя с учеником. Техника игры строится на школе, она передается из рук в руки. Сейчас я бы с удовольствием еще раз бы повторила годы учебы. Даже жалею, что не все успела охватить.

Томск вошел в жизнь Татьяны Поляниной вместе с симфоническим оркестром. Сначала она услышала томских музыкантов, которые приехали на фестиваль в Уфу.

- На единственный концерт Томского симфонического оркестра мы, студенты, пришли на концерт. Мне запомнилось, что за первым пультом сидели Сергей Александрович Зеленкин и Виктор Королев. И вот Лапиньш взмахнул дирижерской палочкой… Оркестр произвел на меня сильное впечатление. Оказалось, какое-то время Илмар Артурович работал некоторое время в Уфимском оперном театре. Видимо, поэтому нам, будущим выпускникам, последовало приглашение от главного дирижера. Но на четвертом курсе сложно учебу совмещать с работой, да еще и в другом городе, который находится за тысячу километров. Мы отказались. На следующий год Томская филармония приглашение повторила. Я и еще две скрипачки приехали в Томск, поработали в течение двух недель и уехали доучиваться. И думать.

Шел 88-й год. За этот год Татьяна успела съездить в другие города, познакомиться с разными коллективами и сделать выбор в пользу Томска. С 1 сентября 1989 года, Полянина заняла пульт в Томском Академическом симфоническом оркестре.

- Меня встретил доброжелательный коллектив. Особенно нравился стиль Лапиньша. Он был строгим в работе и очень интеллигентным в общении. Вместе с директором Моисеем Мироновичем Мучником он укреплял оркестр молодыми музыкантами.

Но осели не все. Татьяна из трех уфимских скрипачек осталась одна. Потому что в Томскую филармонию пригласили и мужа Татьяны, Юрия Полянина, который позже возглавил ансамбль народных инструментов «Сибирские узоры» и какое-то время был художественным руководителем филармонии.

- Томск еще при первой встрече мне понравился: красивый, уютный. Томичи тоже оставили приятное впечатление. Публика, как и дирижер стали решающими факторами в выборе места жительства и работы. Сейчас могу сказать, что я - томичка. В этом городе у меня давно появились любимые места - проспект Ленина и тот «пятачок», где находится Органный зал.

Стоит ли говорить, что с симфоническим оркестром Татьяна Полянина сроднилась.

- Себя ощущаю в нем комфортно. Томский оркестр отличался от других душевностью, доброжелательностью. Когда поступила на службу, в оркестре сидели асы, профессионалы очень сильные. Мы, молодые, за ними тянулись, старались набраться опыта. Сейчас пришло время самой делиться опытом.

Томский оркестр в конце 80-начале 90-х много ездил по России. Вместе с оркестром Татьяна ездила почти на все гастроли. Но хорошо запомнились первые, в Ленинград.

- Стоял ноябрь 1989 года. В Томске мороз, а в Ленинграде приятная осенняя погода. Мы выступали в Большом зале Ленинградской филармонии. Зал был полон. За фортепиано - Николай Демиденко. (Сегодня он живет в Великобритании, а играет по всему миру). За дирижерским пультом – Илмар Лапиньш. Я как начинающий музыкант сидела за пятым пультом. Потом в моей жизни были и заграничные гастроли. В Англии публика ведет себя чуть иначе, чем в России: сначала пауза после окончания концерта – и шквал оваций. Меня впечатлил один из залов, где выступали: зал Шекспира. Зал повторял строение древнегреческого театра: зрительские места спускались к сцене амфитеатром. Акустика в нем потрясающая!

Профессия музыканта, как любая творческая профессия, предполагает не только навыки и мастерство, но и вдохновение. Вдохновение приходит не по расписанию репетиций и концертов. Когда вдохновение задерживается где-то в пути, всегда выручает любовь к музыке.

- Об этой любви не кричишь. Она давно стала частью жизни. Ведь ею профессионально занимаюсь более четверти века. И эта любовь заложена еще учителями. Из музыки, которую слушаю, нравится симфоджаз, а из классики – конечно, Чайковский.