bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Кармен», моя «Кармен»!
There are no translations available.

Томская филармония собрала лучшие оперные голоса в своем музыкальном проекте

Аншлаг в Большом концертном зале 12 февраля на премьере оперы Ж.Бизе «Кармен» развеял сомнения и тревоги организаторов оперного проекта. Томск выбрал высокое искусство и не упустил возможности услышать великую музыку Бизе в исполнении лучших голосов России. Аншлаг свидетельствовал о том, что линия Томской филармонии, взятая в минувшем сезоне, на знакомство слушателя с шедеврами оперного искусства - правильная, а выбор музыкального материала - более чем удачен.

Опера «Кармен» разошлась на хиты, как грибоедовская комедия «Горе от ума» на афоризмы. Это и есть показатель популярности. Гениальная музыка Бизе сделала образ молодой цыганки из Севильи популярным настолько, что Кармен приобрела статус архетипа, стала символом свободы и любви. Хотя свобода и любовь - две вещи несовместные. Но сценическая история оперы свидетельствует о том, что именно эти несочетаемые состояния, которые может передать только музыка, только человеческий голос, и таят в себе манящую, притягательную силу.

В тысячном зале, наверное, не было человека, который не знал бы сюжет новеллы Проспера Мериме. Тем более у всех в руках были программки с напечатанным либретто оперы Бизе. Но пришли они не за тем, чтобы посмотреть, как Хозе зарежет Кармен. Сценическая смерть - всегда условность, а кровавая развязка в финале оперы - условность вдвойне. Нет, публика пришла пережить вместе с музыкантами и певцами ту любовь, которая в жизни сегодня вряд ли возможна. Этот концентрат любви, каплями разнесенный по миру многочисленными постановками и экранизациями, музыкальными фантазиями и транскрипциями на тему оперы Бизе, впитывается в душу уже с первых звуков оперы.

Вот Томский Академический оркестр уже на сцене. Концертмейстер оркестра, народный артист России Сергей Зеленкин по ноте «ля» своей скрипки настраивает звучание всех струнных. Свое место у правой кулисы занимает Губернаторский камерный хор государственной филармонии Кузбасса (художественный руководитель и дирижер Ольга Шабалина). У левой кулисы поставлены стулья для солистов. Концертное исполнение оперы не предполагает декораций, исторических костюмов, но не отменяет режиссерской работы. Андрей Колемасов, поставивший на сцене Большого концертного зала уже несколько опер, предложил исполнителям сольные выходы сделать «чистыми», без лишних проходок по сцене. Всю экспрессию драматических коллизий вложить в голос и жесты. Взаимоотношения партнеров обусловлены характером самой музыки. Он же предложил декорации заменить иллюстрациями Сальвадора Дали к опере «Кармен». Кому, как не испанцу, дано почувствовать и передать испанскую страсть гениальной музыки французского композитора!

На сцене появляется главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко. И все на сцене и в зале на какую-то долю секунды замирают. Мгновенная пауза, в которой концентрируется волнение от долгожданной встречи, желанной встречи, нужна для того, чтобы почувствовать особый запах музыкальной премьеры. И вот уже в зал, разрушая пресловутую четвертую сцену, льется солнечная Испания.

Самая знаменитая музыкальная двухминутка в мире – это увертюра к опере «Кармен». Точнее две минуты с четвертью. Эту музыку знает даже тот, кто не слышал всю оперу Бизе. В ней участвует весь оркестр. Тему задают скрипки и деревянные духовые. А за сильные доли отвечают альты, виолончели, контрабасы, фаготы, литавры, тарелки и бас-тромбон. Колористическую краску вносят ударные - треугольник, тарелка и большой барабан.

Из-за того, что увертюру часто исполняют в разных концертах, многие воспринимают ее как отдельное произведение. Она написана простым музыкальным языком – запоминающаяся тема, простой традиционный аккомпанемент. В этой простоте и чистоте и кроется секрет ее популярности.

В увертюре отражено представление Бизе об Испании, где он ни разу не был. Его музыка рисует солнечный знойный день, когда встречаются Кармен и дон Хозе. Томский оркестр великолепно справился с ролью пейзажиста, убедив слушателей в том, что увертюра выполняет в опере функцию пейзажа. Первая же иллюстрация Сальвадора Дали с апельсиновыми деревьями, кошками и дамами и господами, которые движутся не хаотично, а в музыкальном ритме, на удивление совпадает с внутренним ощущением от музыки Бизе. С первых минут задаются сразу две темы - тема народного праздника, ожидание корриды, и тема роковой страсти. Увертюра завершается драматичным диссонирующим с радостью народного праздника аккордом.

На иллюстрации Дали та самая знаменитая площадь в Севилье, залитая полуденным солнцем, где и произойдет первая встреча Кармен и сержанта Хозе. Художник передает не топографический, а эмоциональный пейзаж. Поэтому он и совпадает с той картиной, которую уже нарисовало воображение слушателей. И как тени подчеркивают знойный полдень на картине Дали, так и ария капрала Моралеса (Руслан Балягов) оттеняет характеры главных героев. Моралес - всего лишь один из тех солдат, которые томятся в ожидании любви. Он ждет выхода девушек с табачной фабрики, готовый на флирт, легкое любовное приключение. Именно это настроение и передает солист Томской филармонии в своей арии. Любовный настрой поддерживает и хор, повторяя ударные фразы. Появление Микаэлы - Ирины Чуриловой и ее ария, где она поет о своем ожидании встречи с Хозе, которому должна передать поцелуй от его материи, рождает в зале первую волну восторга. Голос ведущей солистки Новосибирского театра оперы и балета, лауреата многих престижных конкурсов вокалистов, своей глубиной, чистотой и мягкими обертонами покорил публику сразу. Голос - это та самая драгоценность любого оперного представления, ради которого слушатели идут в оперу. Платят деньги, чтобы насладиться всеми красками живого, самого совершенного музыкального инструмента.

В томской «Кармен» таких голосов, ради которых стоило провести вечер в Большом концертном зале, было немало. Еще до того, как на сцену вышел Хозе, заслуженный артист России, лауреат национальной премии «Золотая маска», солист Мариинского театра Евгений Акимов, томичи успели услышать бас заслуженного артиста Республики Бурятии, солиста Новосибирского театра оперы и балета Шагдара Зондуева. Его капитан Цунига - честный вояка, но при этом не желающий лишать себя удовольствия общения с красавицами. В небольшом отрывке, где Цунига обращается к цыганкам Мерседес - Ольге Колобовой и Фраските - Анастасии Дмитриевой, Зондуев дает почувствовать и характер своего героя, и красоту его голоса.

Дуэт Микаэлы и Хозе - последняя сцена перед тем, как появится Кармен. Она эмоционально готовит слушателя к выходу главной героини. Ирина Чурилова и Евгений Акимов ведут свой диалог мягко и нежно. И настолько искренен порыв Хозе - Акимова к своей невесте - обнять, нежно взять за руку, настолько застенчива Микаэла - Чурилова, но и она не может сдерживать свою любовь к Хозе, что внезапно возникает провокационная мысль: а что, если бы преданность и нежность Микаэлы победила бы разрушительную любовь Кармен? Но вот уже оркестр возвещает о появлении Кармен коротким вариантом темы ее судьбы, и эта мысль отбрасывается, как случайный штрих. И все внимание в этот момент переносится на маэстро.

Ярослав Ткаленко настолько вошел в тело музыки, что, кажется, он готов спеть за каждого артиста его арию и даже за весь хор. Да он и поет! Поет вместе с хором, когда обращается к хористам лицом. И это неожиданное для слушателей поведение дирижера вызывает новую волну восторга. Только что публика встретила аплодисментами арии Цуниги, Микаэлы и Хозе, как готова уже аплодировать дирижеру.

Для Ткаленко обращение к опере Бизе уже не первое. Еще восемь лет назад он ставил «Кармен» в Центре оперного пения Галины Вишневской. Потом с этим спектаклем он объездил пол-Европы, побывал в Мексике, дирижировал в Грузии и Азербайджане. Но каждый раз в уже сложившуюся концепцию вносятся поправки, и вносят их исполнители. И если с исполнительницей главной партии - Татьяной Макарчук - маэстро уже работал, знает ее возможности, ее темперамент, то с солистами Новосибирского театра и с солистами Маринки надо было быстро находить взаимопонимание. Современный ритм жизни Томской филармонии таков, что на репетиции оперы было отведено не более одной недели. А репетиций с солистами было и того меньше - две-три.

И когда звучит знаменитая хабанера, где Кармен - Татьяна Макарчук откровенно предупреждает Хозе о том, что ее любовь - дело опасное, симфонический оркестр своей плотной и яркой музыкой создает тот грунт на холсте действия, на которой солистка Приморского театра оперы и балета решительно и точно наносит сочные краски. Кармен... К Татьяне Макарчук было приковано все внимание зала. Красное платье, рыжие волосы, стройная фигура… И не важно, что в нашем представлении Кармен должна быть жгучей брюнеткой. Татьяна Макарчук создала образ женщины, близкий и понятный сегодняшнему слушателю. В ее Кармен больше чувствовалась современная женщина, не важно, какой она национальности. И то, с каким темпераментом она поет хабанеру, с каким чувством бросает розу растерявшемуся Хозе, говорит о том, что роковой развязки не избежать. Потому что такая женщина не прощает малейших сомнений и колебаний.

Опера - элитарное и весьма условное искусство. Здесь все психологические нюансы заменяют паузы или внезапные ритмические переходы от одного настроения к другому, и конечно, смена темпов и музыкальных тем. Вокальная часть оперы, будучи пылкой и порывистой, не лишена изысканности. Часто мелодии, длительные и широкие, томные или очень ритмичные, извиваясь, окутывают образы странным очарованием. Даже второстепенные герои этой любовной истории - контрабандисты Ремендадо - Виктор Дитенбир и Данкайро - заслуженный артист Бурятии Константин Буинов - добавляют изрядную долю романтизма в сюжет оперы.

Задаваться вопросом, почему Кармен еще несколько минут назад любившая Хозе, обнимавшая его, нежностью отвечавшая на его страстные объятия, уже не любит, а стремится быть рядом с Эскамильо, не стоит. А стоит прислушаться к голосу собственного сердца. Ведь оно так же, как сердце Кармен, сначала отвечало на страстную арию Хозе, где он рассказывал, что только мечты о любимой, желание увидеть ее и сжать в своих объятиях скрашивали все месяцы заключения в тюрьме. И отвечало потому, что невозможно не покориться обаятельному тенору Евгения Акимова, невозможно устоять перед его страстным темпераментом. Его голос - одно из самых сильных впечатлений от оперной премьеры. Но вот на сцену выходит тореадор Эскамильо - Роман Бурденко, поющий на сценах Мариинского и Новосибирского театров, лауреат международных конкурсов, начинает свою партию - и все, ты уже в плену у этого брутального баритона. И все-таки участь слушателей гораздо счастливее, чем героев испано-французской истории. Ибо каждый получил удовольствие и от драматического накала событий, и от игры оркестра, и, безусловно, от вокала всех исполнителей. Поэтому после финальной арии Хозе, после того, как в зале растаял последний звук великой музыки, публика взорвалась овациями. И по силе аплодисментов, по крикам браво можно было сделать вывод, что слушатели приняли томскую «Кармен».

Вот и выходит, что предубеждение, что Томск «не любит» оперы - неверно. Другое дело - не имеет возможности слушать. Томичи проголосовали рублем за оперу, чтобы утолить этот интеллектуальный голод по высокому искусству. Интерес, которые проявили горожане к опере, имел разные мотивы. Но большинство сходилось в том, что сам факт приобщения, прикосновения к оперному искусству дает огромный заряд положительных эмоций, на которые обыденная жизнь скупа.

Автор: Татьяна ВЕСНИНА.