bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Вместо переписчика - библиотекарь



БИБЛИОТЕКАРЬ НОТ

С чего начинается репетиция оркестра? С ноты "ля", которую дает музыкантам концертмейстер оркеста? Или с ауфтакта дирижера? Для Григория Лосенкова, библиотекаря Томской филармонии, репетиция начинается с раскладки нот.

До того, как оркестранты займут свои места, ему нужно разложить на пюпитры каждому музыканту ноты. с 20 мая каждый день первыми он выкладывает ноты Девятой симфонии Л.ван Бетховена.

- Ноты всех симфоний Бетховена филармония давно получила от немецкого издательства Breitkopf & Härte. Это старейшее музыкальное издательство в мире. С Бетховеном проблем нет. Правда, группа струнных значительно выросла с тех пор. Но сегодня увеличить число копий не проблема, - говорит Григорий.

Обязанность библиотекаря - следить, чтобы у каждого музыканта была своя партия.

- Если оркестранты хотят получить заранее ноты, то приходят ко мне. А некоторые ждут, когда я перед репетицией положу им на пюпитр. Первыми подходят концертмейстеры групп - первый гобой, первая виолончель, первая скрипка, первая валторна… Потому что с них спросят. И молодые музыканты обращаются, потому что многие из них некоторые произведения не играли. Вот, к примеру, «Гоголь-сюиту» Шнитке оркестр исполнял лет пять назад, а молодежь впервые будет играть. Часто приходят музыканты, которые на постоянной основе не заняты в оркестре - гитаристы, бас-гитаристы, пианисты. И приглашенные музыканты из других городов. Словом, приходят те, кому надо. А есть человек в оркестре, кто всегда просит ноты заранее - это Сергей Александрович Зеленкин, концертмейстер оркестра. Даже если не забирает партитуру, то всегда внимательно читает ее. Он все уже играл, но ему надо освежить в памяти.

Раскладка нот напоминает начало фильма Феллини «Репетиция оркестра» . Его открывает (если не считать закадровой какофонии автомобильных гудков) монолог переписчика нот. Он расставляет на пюпитры ноты, те падают, он снова их ставит и параллельно рассказывает «на камеру» о зале, об акустике, о знаменитых дирижерах и о том, что оркестр сделал этот город знаменитым: «Звук ясный, идеальный». «За этим пультом стояли великие дирижеры». «Священники приносили партитуры».

- Переписчик сегодня превратился в человека, который сидит за компьютером, - улыбается Гриша. - Поэтому все делается быстрее и дешевле. Один переписчик - это идеальная картина. Как правило, над партитурой работают несколько человек. Например, над оперой раньше трудилось четыре переписчика. Нереальный объем работы!

«Раньше» - это еще лет 40 назад. Сейчас человек садится за компьютер и начинает переписывать все партитуру, выделяя из нее оркестровые партии.

- Сейчас в филармонии играется много новой музыки, нотных записей которых просто нет. Иногда в природе. Иногда в филармонии. В следующем сезоне, например, оркестр  будет играть произведения Екатерины Приходовской. В бумажном виде партитуры поэмы «Старое доброе время» никогда не было. Она просто переслала мне ее, я отредактировал, а потом вынул партии для оркестрантов.

Но это уже не работа библиотекаря, а редакторская. Григорий Лосенков справляется с ней достаточно легко. Выпускник Томского музыкального колледжа им. Эдисона Денисова давно уже сам занимается сочинением музыки и делает оркестровые обработки и аранжировки известных произведений. Например, на концерте «Голоса земли и огня» звучали его аранжировки.

- А если нот нет, то их нужно заказывать в издательстве и арендовать. Как арендовали Листа в начале сезона.

Концерт в честь 70-летия Победы Григорию Лосенкову запомнился тем, что у него было много работы.

- Когда подключаются вокалисты, все становится гораздо сложнее. Ведь каждый поет песню в своей тональности. Человек берет свои ноты и переписывает ее на компьютере, переделывая ее в новую тональность, в которой может петь солист. Из 14 песен - пять пришлось переделывать в нужную тональность.

А во время подготовки к концертному исполнению «Кармен» пришлось много времени потратить на копирование нотного материала. Ведь партии присылаются всегда в одном экземпляре. А их нужно не только музыкантам, но и вокалистам и хоровикам раздать.

- Человек садится рядом с принтером, дышит озоном и печатает все эту историю.

… Репетиция завершена. Ноты снова убираются в большие папки. Один лист, второй.. десятый…

- Нет, я не измерял нотный материал ни в килограммах, ни в количестве листов, - смеется Григорий Лосенков.
Завтра концерт. И он снова должен прийти раньше музыкантов и разложить ноты.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА