bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Евгений Николаевич ШТЕЙНМИЛЛЕР
There are no translations available.



Евгений Николаевич ШТЕЙНМИЛЛЕР

(баритон)

Родился в Барнауле.

2004 - 2011 - Пел в хоровой капелле Алтайского государственного университета

2008 - 2012 - студент Алтайского государственном музыкальном колледжа (отделение «Вокальное искусство», класс Ольги Гавриш)

с 2012 г. учился в Новосибирской государственной консерватории и работал в Новосибирском оперном театре. Участвовал в гастролях Новосибирского оперного театра в Москве, Омске, Ярославле, Нижнем Новгороде

С 2015 г. солист Томской областной государственной филармонии.

Во время учебы в Алтайском музыкальном колледже участвовал в постановках театральной студии; работал в Барнаульском академическом хоре.

В репертуаре: арии из классических опер, оперетт, мюзиклов, музыка эпохи барокко, романсы и песни русских и зарубежных композиторов, народные песни, джазовые стандарты, рок-баллады, детские песни.
Принимал участие в концертной постановке оперы Олега Проститова «Ермак» силами Томского Академического симфонического оркестра (дирижер-постановщик Я. Ткаленко, 2016 г.) - партия хана Кучума, а также в мюзиклах Томской областной филармонии «Морозко» (режиссер – А. Лебедев, 2017 – главная мужская роль Янко) и «Новогодние приключения Маши и Вити» (режиссер – А. Лебедев, 2018 - Кот Матвей).

Сольно выступает с концертами и авторскими программами в городах России: Барнаул, Новосибирск, Томск, Челябинск, Нижний Тагил, Мурманск, Тобольск.

Звания и награды:

2016 - дауреат XI московского открытого конкурса исполнителей русского романса "Романсиада без границ " (Москва)

2017 - дипломант V международного конкурса вокалистов им. Павла Лисициана (Владикавказ)

Yotube канал: https://www.youtube.com/channel/UCTyqkt16Kbhr5UBup5oM8Bw

Группа ВКонтакте: https://vk.com/shteinmuller


ФИЗИКА РОМАНСА

Лауреатом Сибирской «Романсиады-2015» стал солист Томской филармонии Евгений Штейнмиллер.

Календарь не знает суеверий, конкурс тем более. Отборочный тур Сибирской «Романсиады» был назначен на пятницу, 13 ноября. Около ста человек оказались равными перед судьбой. «Если веришь в черную кошку, то она всегда тебе будет перебегать дорогу», - так прокомментировал жребий Евгений Штейнмиллер, артист-вокалист Томской филармонии, уже после вручения наград. В черную кошку Евгений не верит, а число 13 и вовсе оказалось для него счастливым. Жюри назвало его лауреатом и отдало первое место в номинации «Романсиада без границ».

У каждого своя частота

… Солнце прорвалось на сцену Органного зала как раз в тот момент, когда Евгений начал исполнять романс Рахманинова «Проходит все…». И оказавшись в плену солнечных лучей, печальный романс («горит огонь, чтоб вскоре отгореть … я не могу веселых песен петь») оказался не таким уж мрачным. А может быть, это молодость исполнителя сбивала с толку. И на вопрос лирического героя романса: «Где свет зари нас озарявших дней?» - хотелось ответить солисту: «У вас все еще впереди». Однако голос трудно было не заметить и не оценить. Когда «Романсиада» подошла к порогу второго тура, ноябрьское солнце давно уже скатилось за горизонт. Так что романс Борисова «Звезды на небе» оказался точно вписанным в пространство не только зала с искусственным блеском его люстр, но и в декорации томского вечера.

И тут произошло чудо: стоило только Евгению запеть «Снился мне сад в подвенечном уборе…», как зал, наполненный зрителями, оказался в плену этого голоса. Позже выяснила, что удивительный феномен объясняется законами физики. Организм каждого слушателя выступает резонатором.

- У каждого организма есть своя частота, и если музыка нравится, то это значит, что она попала в резонанс с вами, - объяснял законы физики сам Евгений, физик по первому образованию и вокалист – по второму. А также у каждого народа есть своя частота восприятия. Не зря же мы особенно любим свои народные песни и танцы. Вот когда говорят: «За душу берет» - это как раз о том, что на нужной частоте находишься…

- На голос реагирует все пространство: воздух, стены, и ваш организм тоже. Вы «пели», даже не открывая рот, потому что вам нравился голос, - подтвердила мои эмоции музыковед Вера Тимофеева. - Евгению природой дан красивый баритон с богатыми оттенками. Но этим даром надо правильно распорядиться. Если Бог даровал, то умей ему ответить тем же.

В том, что голос солиста Томской филармонии нравился слушателям, никакого сомнения не было. Более того, он понравился и всем членам жюри. И голос, и манера подачи романса, и манера держаться на сцене – интеллигентная, без позерских, наигранных жестов. «Женя, надо было вам в прошлом году участвовать, в основном конкурсе. Но есть финал «Романсиады без границ» в апреле 2016 года. Так что милости просим», - пригласила в Москву создатель и художественный руководитель международного конкурса «Романсиада», заслуженный деятель искусств, заслуженная артистка России Галина Преображенская.

- Галина Сергеевна и предложила мне спеть на гала-концерте «Звезды на небе», - поясняет Евгений. - Этот романс мне близок. Он светлый. Прочувствовал его изнутри. Когда пропускаешь через себя, то светом наполняешься, энергией романса. Особенно, если стихи несут в себе положительный заряд. А тут еще и музыка такая…

Музыка как признание в любви у Бориса Борисова родилась в ответ на любовное признание в стихах Елизаветы Дитерихс. Но влюбленным не суждено было пройти по жизни вместе. Однако их романтическая история, облеченная в метафору вселенской любви: «звезды на небе, звезды на море, звезды и в сердце моем» - пережила своих авторов. И сегодня этот романс с удовольствием поют и Борис Гребенщиков, и Ирина Богушевская.

- Как только решил, что буду участвовать в конкурсе, так сразу определил репертуар и начал готовиться с концертмейстером Светланой Чудаковой. Спасибо ей. Спасибо всем коллегам за поддержку. Она помогла.

Для Евгения Сибирский тур «Романсиады» стал еще одной серьезной проверкой своего вокального дара. Первое испытание как солист он прошел в 2012 году, когда участвовал в конкурсе имени Бориса Штоколова в Санкт-Петербурге.

- Для меня любое состязание - это серьезно. Хотя состязаться не люблю. Я вообще считаю, что искусство имеет другие - высокие цели. Оно не для того, чтобы доказывать, что ты лучше кого-то, а чтобы люди, которые приходят в концертные залы, получали радость как минимум и как максимум – становились лучше, или в них пробуждалось это желание. Однако чтобы повышать уровень мастерства, нужны такие конкурсы, как «Романсиада». Такие конкурсы – это еще и возможность учиться у других, перенимать опыт.

«Сначала получил диплом физика, а потом решил стать артистом»

Хороший голос Евгению достался по наследству.

- Когда составлял родословную, узнал, что моя двоюродная прапрабабушка по фамилии Фогельзанг (в переводе – пение птицы) пела в Мариинском театре. Один дед играл на аккордеоне, другой был знатоком многих песен. В нашем доме пели всегда. За праздничным столом звучали песни советских композиторов, и их невозможно было не полюбить.

Часто судьба стучится в нашу жизнь совсем не так громко, как в Пятой симфонии Бетховена. Она может прийти под маской случая, совершенно внезапно. Однажды Евгений пришел в Алтайский театр музыкальной комедии. В тот вечер шла рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Романтическая история чилийского благородного разбойника, музыка Рыбникова и необычность жанра - рок-опера, - все это произвело сильное впечатление на юношу. Но более всего игра артиста Юрия Кашина, любимца барнаульской публики. Позже Евгений познакомится с ним. А в ту ночь после спектакля долго не мог уснуть. Не тогда ли зародилась мечта – петь на сцене? К концу подходила учеба в школе, и надо было решать, какую профессию выбрать.

- В детстве мне нравилось петь и паять, - признается Евгений. – Пел, как поют обычно дети, и даже не мечтал стать артистом. В школе, в классе пятом-шестом, увлекся радиотехникой, ходил в судомодельный кружок. Любовь к технике и физике привил мне дядя, папин брат. А мамин брат принес в наш дом синтезатор - разбудил во мне интерес к музыке. Он-то и научил меня играть на гитаре. Как-то так получилось, что старшее поколение – дядя и родители заинтересовали меня западной и отечественной рок-музыкой, повлияли на мои музыкальные вкусы.

Песни групп «Queen», «Nazareth», «Scorpions», «Кино», ДДТ, ЧиЖ» и других - все это были этапы взросления, и они пришлись на старшие классы. Первый раз на публике, с гитарой в руках, Евгений выступил уже в десятом классе, пел на последнем звонке, а потом на выпускном. И, казалось бы, вот она - прямая дорога в артисты… Сценическое обаяние, голос, слух - все в наличии… Однако ученику физмат класса логичнее было выбрать технический вуз. Поэтому на самый популярный среди выпускников вопрос: «Куда поступаешь?», Евгений отвечал: «В универ, на физико-технический».

Физико-техники, где бы они не учились и не работали, всегда про себя твердо знают: они - лучшие умы страны. Им подвластны и космос, и недра земные, они мир видят, разъятым даже не на атомы, а на элементарные частицы. Евгений выбрал себе неожиданную специализацию - медицинскую физику. Поэтому производственные практики проходил в больнице, анализируя кардиограммы пациентов. Но на третьем курсе он охладел к радиотехнике - музыка всё больше стала заполнять жизненное пространство Евгения.

- И всё-таки я сначала получил диплом физика, а потом уже стал осваивать вокальное искусство, - улыбается Евгений. – В тот день, когда мне вручили диплом об окончании Алтайского госуниверситета, я подал документы в Барнаульское музыкальное училище (ныне Алтайский музыкальный колледж). Я не жалею, что учился «на физика». Еще мой лицейский учитель физики Николай Васильевич Бедарев говорил, что «физмат развивает мозги, с аналитическим мышлением можно освоить любую профессию».

Требуются певчие

Между прочим, Евгений получил диплом с «отличием». И мог бы стать ученым или инженером, но любовь к пению победила окончательно. Сделать решительный шаг в сторону музыки помогла встреча с замечательным педагогом по вокалу, заслуженной артисткой России Ольгой Гавриш, которая услышала Евгения на одном из городских концертов.

- Мы виделись с ней почти каждое утро: я шел на занятия, а Ольга Александровна на работу. Она преподавала в музыкальном училище. И каждый раз она уговаривала меня поступать в училище и заниматься пением профессионально. Она не только технике пения меня учила. Своим ученикам перед выходом на сцену она неизменно говорит: «Будь артистом!»

И все-таки первыми вокальный дар в Евгении разглядели руководитель университетской хоровой капеллы Рафаэль Галямов и хормейстер Николай Лазовский, когда студент-второкурсник пришел в капеллу по объявлению: «Требуются певчие». Они закладывали понимание культуры звука. А уже через полгода предложили Евгению выступать сольно. Дебютировал он в праздничном концерте, посвященном 60-летию Победы, исполнив песню «На безымянной высоте». В капелле, по словам Евгения, всегда царила веселая и творческая атмосфера. Экзамены и зачеты каким-то чудесным образом совмещались с концертами и репетициями.

Лучше ль хором?

Барнаульский городской академический хор стал первым рабочим местом Евгения. Тот год запомнился Евгению не столько концертами, сколько совместными проектами с Новосибирским театром оперы и балета. Общение с маэстро Айнарсом Рубикисом, который в ту пору был главным дирижером оркестра театра, в итоге привело молодого певца в хор НГАТОиБ. И тут началась другая школа. Три сезона работы в прославленном коллективе, участие в гастролях и таких спектаклях, как «Травиата», «Кармен», «Богема», «Тоска», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Фауст» и «Тангейзер» дали неоценимый опыт.

- В «Тангейзере» я не только пел в хоре, но еще и работал как артист миманса. Ведь режиссер-постановщик Тимофей Кулябин сделал Тангейзера не певцом, а кинорежиссером, который снимает фильм «Грот Венеры», и вместо состязания певцов – кинофестиваль. А я на этом фестивале «работал» рабочим сцены – носил длинный провод за оператором, толкал тележку с камерой, выступал в качестве осветителя. О своей трактовке оперы режиссер говорил еще до начала репетиций. Я не совсем согласен с его концепцией, но музыку Вагнера она не испортила…

Однако совсем не скандал вокруг этой постановки заставил уйти Евгения из «золотомасочного» театра и покинуть столицу Сибири.

- Большой серый город давил своей массой. Я не чувствовал себя уютно в Новосибирске. А Томск с первого взгляда понравился своей стариной и неспешностью. Я приехал в конце августа, еще стояли теплые дни. На прослушивание в филармонию пришел прямо с автовокзала. И город располагал к себе, и работу мне предложили интересную. Филармония дает возможность выступать перед разной аудиторией, на разных площадках, петь в разных жанрах. Это закаляет, дисциплинирует и способствует творческому росту. Как поётся в одном из романсов: «О, если б мог выразить в звуке…». Это главная и нелёгкая задача для каждого певца - научиться передавать эмоцию, чувства, смысл произведения голосом.

Тест: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.

Интервью с Евгением: