bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

КАНАТКИН Евгений Филиппович
There are no translations available.

  

КАНАТКИН Евгений Филиппович

(1928–2017)

С 1943 по 1948 служил в Белоцерковском военно-пехотном училище. Солдат-музыкант.

Награжден медалями «За победу над Германией», «20 лет Победы», «30 лет Победы», «70 лет Победы».

С 1949 г. работал в Томском симфоническом оркестре литавристом. Являлся инспектором оркестра.


Музыкантом его сделала война

За месяц до 70 годовщины Дня Победы Евгению Канаткину вручили юбилейную медаль к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вручал спикер Городской Думы Сергей Ильиных. Ученики 18-й школы для ветеранов приготовили концерт. Евгений Филиппович слушал стихи и песни, улыбался и вспоминал. Вспоминал себя в возрасте этих девочек и мальчиков.


Судьба барабанщика

Ему шел 13-й год, когда мирная жизнь внезапно оборвалась летним днем 22 июня. Томск, как и другие сибирские города, быстро стал тыловым городом со всеми его приметами. В городе появились эвакуированные. Число военных резко увеличилось: к Томскому артиллерийскому и Асиновскому военно-пехотному училищам, открытым еще в 1940-м, добавились Белоцерковское военно-пехотное училище, Ленинградское техническое училище зенитной артиллерии, Тульское оружейное техническое училище, Днепропетровское училище и филиал Академии связи из Ленинграда.

- Располагались они во всех районах города, - вспоминал Евгений Канаткин, ветеран Томского Академического симфонического оркестра. - Готовили командный состав быстро: шесть месяцев – и на фронт. Моего брата призвали в первый месяц. Но он не доехал до фронта. Их поезд разбомбили. После этого я пришел в Белоцерковское военно-пехотное училище, к начальнику учебной части. И попросился в армию. Почему к ним? У них был оркестр. Туда меня и приняли. Начальник посмотрел на меня, и сказал: «Так и быть: возьмем сыном полка»! Сначала дали баритон (это инструмент такой духовой) - не получилось. «Садись на тромбон» - подул, подул, и стало плохо с головой. «Иди на барабаны» - так я и стал барабанщиком.

Барабанщик в 13 лет. Он учился жизни, музыке и военному делу одновременно. Учителя ему достались хорошие. В отличие от героя повести Гайдара «Судьба барабанщика» Женя Канаткин оказался окружен честными, порядочными и мужественными людьми. Оркестр на годы войны заменил семью, стал его вторым домом. Училище, созданное на Украине, квартировало в Томске до июля 1946 года. Более 10 тысяч лейтенантов и сержантов ушли из него на фронт только за первые три года войны, девять стали Героями Советского Союза. У этого училища было еще одно преимущество: форму курсантам выдавали новую, перед войной пошитую. Полагалась она и воспитанникам. Таким образом, Евгений помог своей маме, освободив ее от обязанностей заботиться о нем.

Все военные годы воспитанник Белоцерковского военно-пехотного училища Евгений Канаткин вместе с оркестром выступал по госпиталям, перед студентами и курсантами военных училищ. Раз в месяц училищный оркестр давал концерты в Доме Красной Армии (так называли тогда Дом офицеров).

Оркестр Белоцерковского училища под управлением майора Грамотюка выступал в госпиталях, в Домах культуры. Обычно играли марши Чернецкого, «Прощание славянки» Агапкина, вальсы Вальдтейфеля, «Амурские волны» Кюсса, «Березку» Дрейзина. Иногда попурри из песен советских композиторов. Большой духовой оркестр исполнял и концертные сочинения: рапсодии, увертюры. Партитуры этих произведений Евгений Филиппович до конца жизни помнил наизусть.

Так как казармы находились на Сибирской, 83 (в районе военного госпиталя), а штаб училища на Фрунзе, 6, (ныне облвоенкомат), то «сыну полка» приходилось каждый день наматывать километры пешком вместе с большим барабаном. Томск военной эпохи запомнился подростку бараками, которые строили для эвакуированных, железной дорогой, проходящей через центр города (по ней возили уголь), булыжными мостовыми, огородами на нынешней площади Кирова и извозчиками.


Победа освободила от гауптвахты

Майские дни 1945 года врезались в память нашего героя с не меньшей силой, чем июньские 41-года. Ликованию предшествовал неожиданный курьез.

- Восьмого мая 1945-го мы с духовым оркестром выступали в Доме Красной Армии. Небольшой концерт, потом играли на танцах. Концерт закончился, и надо было идти в казармы по Фрунзе, мимо штаба училища. Я шел с барабаном. Рядом - еще один солдат и две или три девочки, которые служили в училище. Около штаба повстречали трех военных. Среди них оказался генерал. А мы за разговорами не заметили его, прошли и не поприветствовали, - рассказывал Евгений Филиппович и улыбался своим воспоминаниям. - Слышим команда: «Вернитесь»! Вернулись - тут и разглядели генеральские погоны. «Извините, не заметили». «Конечно, не «заметили»! Идете с девушками... Вернитесь назад и поприветствуйте»! Вернулись. Прошли строевым. Отдали честь. «Посадите на гауптвахту их» - отдает приказ генерал своим адъютантам.

Гауптвахта находилась на Гагарина. Как раз напротив нынешнего Органного зала Филармонии, в здании комендатуры. Так что до места наказания, оказалось рукой подать. Девчонки убеждали в казарму, а парней - под замок.

- Вдруг в четыре утра слышим: стрельба, шум, гам. «Выходите отсюда! Победа! Победа»! И я со своим большим барабаном. Первое, о чем подумал: надо добраться до своих и поставить барабан на место. С этой мыслью в шесть утра пришел в казарму, а там уже праздничное построение. Вот так и закончилась моя война. Шел мне семнадцатый год…

Потом была школа воспитанников в Новосибирске, где Евгений Канаткин обучался с 1945 по 1947-й годы. Потому что после Победы, Белоцерковское военно-пехотное училище расформировали. Музыкальные инструменты и нотную библиотеку пришлось сдать на склад, о чем впоследствии Канаткин жалел. И только барабан он забрал с собой.

С вещмешком и барабаном прибыл недавний «сын полка» в Новосибирск, в школу воспитанников военных училищ. Поселили в казарме.

Подъем в шесть часов. Строевые построения. Барабанщики, на усмотрение дирижера, шли либо впереди, либо сзади колонны. Чаще замыкали колонну: большой барабан, малый и тарелки. Вот и вся ударная группа.

Молодого музыканта определили на стажировку при Новосибирской консерватории. Два года Евгений Канаткин ходил на занятия к Юрию Калинину.

- Он со мной занимался много и серьезно, несмотря на то, что я не был студентом консерватории. Но в 1947-м году меня демобилизовали, и я вернулся в Томск, к маме, - рассказывал в 2015 году Евгений Филиппович.


Литавры радостно гремели

Уезжал воспитанник – вернулся солдат. Казалось бы, молодому музыканту прямая дорога в филармонию. Но Евгений Канаткин решил попробовать свои силы в… медицине. Он поступил на работу в городскую стоматологическую поликлинику и почти сразу уехал на трехгодичные курсы в Омск. Однако, проучившись год, вернулся в Томск. Вот тогда и вспомнил о своем музыкальном багаже. Обратился к Захару Нейзлеру, руководителю эстрадно-симфонического оркестра. Этот коллектив хорошо знали в Томске. Он выступал в кинотеатре им. Горького перед сеансами. Захар Матвеевич направил молодого музыканта к директору Томской филармонии Виктору Соломоновичу Цейтлину.

Пройдут года, и музыканты будут называть Цейтлина легендарным директором, а Канатника - самым элегантным инспектором оркестра. Но в 1949-м году Виктор Соломонович был еще молодым директором филармонии, хотя опыт руководителя имел колоссальный: последний ученик Михоэлса, он и во время войны руководил несколькими театрами, и после войны. А Евгению Канаткину не было и 20, когда он поступил на службу в филармонию, в группу ударных Томского симфонического оркестра. Проработал 60 лет, из них 30 - инспектором оркестра. Был комсоргом филармонии, и членом профкома. Вся жизнь была связана только с одним коллективом - Томской филармонией.

Евгений Канаткин застал то время, когда в оркестре работали фронтовики. Помнит он и все адреса, где располагалась филармония.

Сначала работали в бывшей Синагоге – в деревянном двухэтажном здании в переулке Подгорный (ныне переулок Беленца), около ресторана «Север». На втором этаже – зал, маленькая сцена, там и репетировали, и концерты давали. Потом филармонию перевели на Батенькова, 2 – внизу трамвайное депо, наверху – администрация и зал для репетиций. Но чаще выступали на городских площадках. Любимым местом был Дом офицеров. Там и Клавдия Шульженко пела, а оркестр ей аккомпанировал.

- Хорошо помню, как с Мстиславом Ростроповичем в 1953 году играли концерты, - вспоминал Е. Канаткин. - Но чаще выступали в вузах перед студентами. Двадцать концертов в месяц давали - по четвергам работали в Томском политехническом институте, по пятницам - в ТГУ. Репертуар – симфоническая классика. Публика особенно любила Чайковского. Я тоже его люблю: Итальянское каприччо и все симфонии.

В Итальянском каприччио соло на литаврах Евгений Канаткин исполнил блестяще, когда оркестр выступал в Большом зале консерватории в Москве в 1996 году.

- А какое шикарное завершение Второй симфонии Петра Ильича Чайковского в Зале имени Чайковского на гастролях нашего оркестра в Москве в 1988-м! Литавры радостно гремели! - с восхищением вспоминает Канаткина скрипачка Томского академического симфонического оркестра Ольга Пивоварова. – А в Италии в 1997 году итальянское ТВ крупным планом показало Евгения Филипповича с его великолепным ударом в тарелки в «Прелюдах» Листа. Евгений Филиппович был самым лучшим, справедливым, любимым, красивым, необыкновенным инспектором Томского Академического симфонического оркестра.

В памяти оркестрантов ударник Канаткин остался и как искусный кулинар. Его фирменное блюдо соленые огурчики «по-канатски» пробовали все, и все восхищались.

На юбилейном концерте в честь 70-летия Томской филармонии в мае 2016 года ветеран войны Канаткин вновь вышел на сцену, сел среди музыкантов ударной группы. И за концертом следил со своей привычного рабочего места. 15 декабря 2017 года Евгений Филиппович последний раз отметил свой 89-й день рождения. Вскоре его не стало. Но до последних дней он интересовался жизнью филармонии, следил да концертами симфонического оркестра.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ и из архива Филармонии