bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Флейта, или почему можно фальшивить?
Даже непрофессионалы знают, что нот семь. Вот так всё просто и непритязательно. Потому и непрофессионалу понятно.
Ноты, как любые печатные знаки (а это именно знаки, ничего более), пишут или печатают. На линейках. Можно было бы, конечно, и другой вариант выбрать, но исторически сложилось именно так. Звучать ноты не будут, пока их не прочтёт, как любые печатные знаки, человек разумный. А в нашем случае – человек музыкальный. Однако был период, когда отдельные личности из пещер освоились с музыкальным исполнительством и без нот – они играли по слуху.

Просто он так чувствовал


Гм был в плохом настроении и потому тяжёлыми прыжками отправился на берег озерка – маленького и заросшего тростником. Он часто ходил к озерку, чтобы отвлечься от неприятного ощущения, возникающего в середине груди. Там он слушал, как ветер поёт свою ветреную песню, играя на обломках полых тростниковых трубочек.

Вот и сейчас он присел, подогнув под себя одну ногу, но тут же вскочил и резко, даже со злостью, сломил тростник. Ему вдруг захотелось стать ветром, могучим и сильным, чтобы управлять облаками, дождём и тростником.

Трубочка была крепкая, нужной, как показалось Гм, толщины. Он неловко взял её пальцами, поднёс ко рту и устроил ей ветер. Звук получился схожий с тихим постаныванием Зы, когда она порезала руку, очищая шкуру скребком. Гм улыбнулся, потому что и звук ему понравился, и воспоминание о Зы – тоже.

Он повертел трубочку, немного сжал её и, сам того не желая, длинным чёрным ногтем, которым так удобно было вспарывать брюхо пойманным рыбам, проколол тростник в нескольких местах. Уже ни на что не надеясь, он неуклюже взял трубочку, где-то зажав отверстия, и снова в неё подул. Что это было? Подул сильнее и застыл: трубочка зазвучала, как цикады, что встречали их с Зы по вечерам у пещеры.

Гм забыл о боли в середине груди. Теперь он будет играть на трубочке, как ветер, петь, как цикады, и все – и старый Ры, и молодые Ва и Ку – будут его слушать...



Виды флейт и прочее


Для справки: Флейта Пана – многоствольная флейта, состоящая из бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые концы, располагаются в один ряд.

Наш герой из пещеры, конечно же, был не одинок: на грузинской, молдавской, литовской, славянской или индийской пан-флейте играли безвестные музыканты. Ни один из них не задумывался, каким должен быть воздушный столб, чтобы голос инструмента изменился – стал выше или ниже. Ни один из них не знал нотной грамоты или законов физики, не знал, что нота «ля» первой октавы имеет частоту колебаний в 440 Гц. Да и о немецком физике Генрихе Герце, рассказавшем о распространении волн разной природы, не мог даже подумать, потому что тот родился в XIX веке и открывал свои законы не для музыкантов (не случайно первыми словами, переданными русским физиком А.С. Поповым по первой беспроволочной связи были: «Генрих Герц»).

Для справки: Аку́стика (от греч. ἀκούω (аку́о) – слышу) – наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики, исследующим упругие колебания и волны от самых низких (от 0 Гц) до высоких частот.

И самое главное. Никто из слушателей не требовал идеально-слаженного звучания нескольких инструментов. В унисон попадать не требовалось – передать верное настроение можно, даже играя фальшивя! Таков колорит старинных звучаний, в этом их особенность и прелесть. Аутентичность, иными словами.

Для справки: Унисон (итал. unisono, от лат. unus – один и sonus – звук) – единозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.
А что же флейта? Свисток, трубочка с шестью отверстиями и раструб – в таком виде она существовала довольно долго. А потом преобразилась в продольную, чтобы, в конце концов, стать поперечной и окончательно поселиться в любом духовом оркестре.

Источник: http://shkolazhizni.ru