bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

"К виолончели отношусь не как к девушке, а как к спутнице жизни" | Александр Князев
Виолончелист Александр Князев сегодня входит в десятку самых востребованных классических музыкантов Европы. По статистике Московской филармонии, Князев один из немногих, кто способен собрать аншлаги.

– Александр, а вы к виолончели, которую так нежно обнимаете, как относитесь – как к живому существу или как к рабочему инструменту?

– Как к девушке я к виолончели всё-таки не отношусь. А как к спутнице жизни – наверное, да. Потому что столько вместе и пройдено, и сыграно. И в аварию мы с ней вместе попали, после чего мне пришлось восстанавливаться и виолончель лечить. Мне тогда очень помог Мстислав Ростропович – порекомендовал парижского мастера Ватло (он считается одним из лучших мастеров в мире). Но когда я пришёл за отремонтированным инструментом и попытался на нём заиграть, понял, что звук абсолютно потерян.

Помню, я сидел в мастерской: настроение чудовищное, из глаз чуть ли не слёзы текут, пытаюсь что-то играть, но понимаю, что инструмент потерян навсегда. Ватло почувствовал моё состояние. Подошёл, положил мне руку на плечо и сказал: "После операции на сердце человек не может встать и побежать. Должно пройти время, пока он придёт в себя".

И действительно, через 9 месяцев – срок, равный рождению новой жизни, – в одно утро виолончель вдруг зазвучала, как раньше.


– Та автомобильная авария в ЮАР была страшная – в ней погибла моя жена, пианистка Екатерина Воскресенская. Я сам пострадал мало и физически восстановился очень быстро, а морально… Я потерял интерес вообще ко всему, не только к музыке. Тот год прошёл как чёрная дыра. Случись такое сейчас, мне бы, наверное, уже не выбраться. Но мне тогда было 33 года… В один из дней я посмотрел на себя в зеркало – и испугался. До аварии я следил за собой, а тут увидел на лице результаты прожитого года – там ведь много всего было плохого, в том числе и алкоголя. Я понимал, что с каждым днём скатываюсь всё глубже. И сказал себе: выбирай – либо снова начать жить, либо махнуть на себя рукой.

Я выбрал первый вариант – попробовать ещё разок начать всё сначала. И выбрался. А помогла мне в этом музыка. Я тогда увлёкся Бахом. А его музыка действительно лечит. И через несколько лет я восстановился.


–  Вы стали самым молодым лауреатом Конкурса им. Чайковского. В 17 лет легче переносить свалившуюся на тебя славу?

– Не могу сказать, что слава тогда так уж меня тяготила. Я хоть и стал лауреатом, но получил лишь третью премию. Из-за чего, честно говоря, расстроился, потому что рассчитывал на большее. Но возраст был юный, обида быстро прошла. Тем более что на том конкурсе у меня случился большой роман. К тому же меня стали приглашать с концертами, я получал за них вполне приличные деньги и был безумно счастлив. Правда, счастье это длилось недолго, потому что через два года после конкурса я очень тяжело заболел. Это было первое из череды испытаний болезнями.

Вы представляете, что это такое – в юности, на старте, выпасть из жизни на пять лет?! У меня было заболевание, связанное с мышцами. Абсолютный приговор! 9 из 10 невропатологов, к которым я обратился за помощью, были категоричны: какая сцена! Какая виолончель! Дай бог в инвалидном кресле всю жизнь не провести. И только один сказал: "Я тебя вылечу". Я до сих пор благодарен ему.

Пока я лечился, меня коллеги-музыканты со счетов списали, крест поставили и землю вокруг "могилки" утрамбовали. И передо мной встал выбор, что дальше делать в жизни: оставаться в музыке или пробовать что-то другое (я тогда очень сильно интересовался медициной)? Решил остаться в музыке. Восстановился. И очутился в вакууме – ни одного концерта! Единственный способ вновь заявить о себе – ещё раз выиграть Конкурс им. Чайковского. Что и произошло в 1990 году. Я тогда получил уже вторую премию. И это дало мне возможность двигаться дальше.


– А за те пять лет вам как удалось не сломаться?

– Я воспользовался моментом и выучился играть на органе. Так что теперь у меня две профессии – виолончелист и органист. Но мне всё-таки удалось победить Судьбу – вновь пошли и концерты, и зарубежные приглашения. Меня взяли в очень крупное французское агентство – в нём состоят Вадим Репин, Евгений Кисин, Борис Березовский. Уровень высочайший.

... – многие потенциальные слушатели пугаются: "Классическую музыку так тяжело слушать!"

– Чтобы в зрелом возрасте не бояться того же Шостаковича, надо начинать пораньше слушать его. На мой взгляд, имело бы смысл ввести в школах какой-нибудь минимальный курс классики. Сейчас во многих школах преподаются азы религиозной культуры. И это правильно. Так же нужно поступить и с классической музыкой – хотя бы рассказать ребёнку о том, что это явление существует, что эту музыку не надо бояться. Пусть большинство услышанное и не тронет. Но ведь будут и те, кого эта музыка зацепит!

В России удивительным образом сочетается несочетаемое. А когда плюс с минусом находятся в такой близи, между ними неизбежно проскакивает искра. И этот разряд в России всё время выходил в творчество. Несмотря на то что бизнес сегодня вышел на первый план, верю, что творческое начало в стране не заглохнет никогда.

Источник

Великолепный Александр Князев выступит на сцене МКЗ 14 октября!
Билеты уже в продаже