bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Песни и пляски смерти

Стихи были написаны все тем же Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым (1848—1913), младшим другом композитора, впоследствии членом Российской академии наук, с которым в течение 1873—1875 годов, вплоть до женитьбы поэта, он жил на одной квартире.

Первоначальный замысел цикла состоял из четырех частей с таким содержанием:

1. Схимник — смерть сурового монаха-фанатика в его келье при дальних ударах колокола

2. Смерть политического изгнанника, возвращающегося домой и гибнущего в волнах в виду родины

3. Смерть молодой женщины среди воспоминаний о любви и последнем, дорогом для нее бале

4. Аника-воин и смерть.

Все сочинение композитор предполагал разделить на две части.

"Колыбельная", согласно пометке на автографе, была закончена 14 апреля. Она посвящена выдающейся певице Анне Яковлевне Воробьевой-Петровой.


"Серенада" закончена 11 мая и посвящена сестре Глинки Людмиле Ивановне Шестаковой.


Автограф "Трепака" не имеет даты, но свидетельству В. В. Стасова он был написан первым — еще 17 февраля. Посвящен "Трепак" крупнейшему русскому басу Осипу Афанасьевичу Петрову.


Прошло два года, и композитор дополнил цикл еще одной частью — "Полководец", которая была написана в Царском Селе 5 июня 1877 года. На одном из фрагментов автографа стоит посвящение автору текста Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову.

В окончательном варианте цикл получил название "Песни и пляски смерти".

Мусоргский ненавидел смерть, унесшую его друзей. Он называл ее "палачом", "бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в ее проклятом визите". И вот она стала центральной идеей вокального цикла. Но воплощена эта идея глубоко своеобразно.


Очень проницательно писал об этом Георгий Васильевич Свиридов: "Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она — стихия, как и жизнь. В ней нет никакого зла, напротив, она несет сон, покой, избавление от страданий. В ней отсутствует какой-либо социальный элемент, ребенок, пьяный мужичок, солдат или молодая девушка — все равны перед нею. Смерть — благо. Смерть — стихия ночи, ночная стихия в противовес жизни, дневной, деятельной. Ночью умирает ребенок; смерть перед ним нестрашная, в образе няньки, убаюкивающей ребенка, избавляя его от страданий. Девушке, умирающей от чахотки, она является в образе прекрасного молодого рыцаря, поющего ей (любовную) серенаду... Она умирает в его объятиях, наполненная томлением весны и любовным трепетом..."

"Песни и пляски смерти" — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своем жанре. Образ смерти в ее разных обличьях дан с потрясающей силой, выражения.

Источник

Вокальный цикл приглашаем послушать в МКЗ | органный зал Томской филармонии 3 ноября
Для Вас его исполнят Томский Академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Максима Конарева
солист Валерий Федорец | баритон
солист Томской филармонии