bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Вероника Елисеевна Цай
There are no translations available.

Вероника Цай родилась в Томске. В 1997 году окончила Томское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование».

В 2002 г. Томский государственный университет по специальности «хоровое дирижирование».

В 2008 г. окончила Воронежскую государственную академию искусств (отделение вокального искусства). 

Лауреат I степени Международного конкурса русского романса «Сибирская Романсиада» - 2011.

Лауреат II степени конкурса «Романсиада без границ» - 2012.

Лауреат международного конкурса «Сибирь зажигает звезды» - 2012. 

Преподает в Институте культуры и искусств ТГУ, солистка академической капеллы ТГУ.


Вероника Цай: Если я потеряю голос, стану массажистом.

Ее называют лучшим сопрано Томска и одной из самых красивых женщин области. Она удивляла самых искушенных слушателей партиями в операх «Волшебная флейта», «Ожидание». В интервью солистка Томской филармонии Вероника Цай рассказала о своих небогемных привычках, о мечте, которая не может осуществиться уже три года, и о ситуациях, в которых на просьбу спеть она отвечает принципиальным отказом.

Устоять на тропинке

– Вероника, накануне 8 Марта наша газета представила рейтинг самых красивых женщин Томской области. В опросе приняли участие 35 представителей сильной половины человечества и ровно столько же представительниц его второй, прекрасной половины. Вы заняли почетное место в списке красавиц, который предлагали дамы. Какой была ваша реакция, когда вы узнали, что попали в такой рейтинг?

– Увидеть себя в списке самых обаятельных и привлекательных было, во-первых, приятно. Во-вторых, неожиданно – скажу, что сама я себя такой уж раскрасавицей не считаю. Но, если честно, для меня важнее оценка моих профессиональных достижений. В творчестве, к слову сказать, женская конкуренция куда как жестче, нежели в жизни. Потому что жизнь – широкое поле для деятельности и возможностей самореализации множество, а творчество – узкая тропинка, и встать на нее хотят многие.

– В комментариях участницы опроса отмечали удивительное сочетание: насколько вы роскошная оперная дива на сцене, настолько же скромная и обаятельная девушка в жизни. Вы с такой характеристикой согласны?

– По поводу роскошности комментировать не буду – улыбнуло, как говорят сейчас. А вот насчет безоговорочной скромности – хотелось бы… На мой взгляд, скромность – это стремление пожертвовать своими желаниями и эмоциями, чтобы дать возможность реализоваться другому человеку. Вот только удается это далеко не всегда. Думаю, что в каждом артисте бесконечно идет борьба гордости со здравым смыслом. Но это и есть творчество! Я стараюсь, чтобы мои тщеславные цели были подчинены творческим. Важно не только заработать денег и сорвать овации на концерте, но и уходить со сцены с мыслью, что ты сегодня сделал кому-то хорошо.

– А вы часто бываете довольны своим выступлением?

– Не могу сказать, что я самоед и бесконечно предъявляю себе претензии. Но свои ошибки знаю и работаю над ними. А вообще на сцене я бываю довольна собой гораздо чаще, чем в жизни. Почему-то организовать себя в быту не так легко, как в творчестве. Например, уже несколько лет безуспешно ставлю перед собой задачу еженедельно ходить с детьми в бассейн. Но времени катастрофически не хватает. Утром – репетиции, вечером – концерты. А когда возвращаешься домой ближе к полуночи и устал так, что сил нет даже моргать, говоришь себе: «Что ж, начнем походы в бассейн со следующей недели». И так уже три года подряд.

– Сегодня вы одна из самых известных и ангажируемых вокалисток Томска. У вас есть любимая партия или любимый концертный номер?

– На самом деле у меня их не так много, поэтому любимой пока нет. Вернее, они все одинаково дороги и любимы. Зато есть заветная партия-мечта, которая уже случилась три года назад. Я говорю про «Травиату» Джузеппе Верди. Любопытно, что именно «Травиата» была первой оперой, которую я услышала «живьем» в девятилетнем возрасте, и моим дебютом на учебной сцене в академии.

Не попадите в воронку!

Фобия многих вокалистов – потерять голос. Вам этот страх знаком?

– Потерять голос действительно можно в два счета. От этого не застрахован никто и никогда. Вспомним хотя бы печально знаменитую историю оперной легенды Марии Каллас. Причины потери голоса бывают разные: стрессы, простудные заболевания, несоблюдение голосового режима, неверная постановка голоса. В своей жизни я дважды теряла голос, оба раза из-за простуды. А вообще легче всего, конечно, «попасться» на стрессах. Лично я нашла для себя способ борьбы с этой напастью – принять ситуацию как данность, отработать ошибки и отпустить ее. Но ни в коем случае не зацикливаться на проблеме, иначе тебя затянет в эту воронку окончательно и бесповоротно.

А вообще я стараюсь не думать о том, что голос однажды может пропасть и уже никогда не вернуться. Не прогнозировать, что называется, ситуацию. Но мысленно я ее уже проработала. Если вдруг выходить на сцену больше не получится, у меня есть два пути: заняться педагогикой или стать массажистом (давно об этом мечтала).

– Вы ведете музыкальный лекторий в школах и детских садах, выезжаете с лекциями в районы области. Сложно ли сегодня обратить людей в эту «веру» или же любовь и интерес к классической музыке – это данность?

– Думаю, что любовь к классической музыке – это из области привычки. Я категорически не согласна с утверждением, что искусство – вещь элитарная. Если человек предпочитает есть чипсы и пить газировку, это не значит, что он не сможет оценить по достоинству вкус обычных драников. Так же и в музыке… Тот, у кого в наушниках все время звучат хиты, которые крутятся на популярных радиостанциях, при определенном стечении обстоятельств может увлечься Дворжаком, Верди, Россини, Доницетти…

После монооперы «Ожидание» один молодой человек написал мне в «Фейсбуке», что они с его девушкой впервые слушали оперу. Оба были в таком восторге, что решили в следующий раз пойти на балет.

Музыка раскаленной сковородки

На концертах мы видим яркую оперную диву в шикарных нарядах с безукоризненным вечерним макияжем в свете софитов. А как обычно проходит ваш будний день?

– Мой день начинается непривычно рано для артистов – в семь часов утра, когда я отвожу в садик сына. Признаться честно, для меня такой ранний подъем – настоящее испытание. Даже если я легла спать рано (хотя с концертами это удается крайне редко), мне все равно не хватает часика-другого, чтобы чувствовать себя отдохнувшей. Сейчас в моей жизни наступил очень активный творческий период, поэтому львиную долю суток занимают репетиции и концерты. Времени на бытовые дела не хватает катастрофически, выкраиваю его в течение дня буквально по крупицам. К счастью, дети уже подросли и здорово мне помогают.

– Зачастую дети для артистки – роскошь. Всегда есть опасность выпасть из репертуара за время декретного отпуска, потерять творческую форму. Поэтому многие артистки отказывают себе в радости материнства. У вас двое ребятишек. Принимая решение стать мамой, вы тоже шли на компромисс со своими творческими планами?

– Однажды моя первая учительница в музыкальной школе Нина Никитична Безпяткина сказала: «Запомни, Вероника, никакая карьера, никакая прославленная сцена мира не способны заменить счастье быть мамой». Для меня никогда не стоял вопрос выбора между музыкой и материнством. Глупо обеднять свою жизнь, сосредотачиваясь только на одной ее стороне. Кстати, никакого декретного отпуска у меня не было. И сын, и дочь начиная с двухмесячного возраста были со мной на занятиях в академии, а потом, когда устроилась работать в филармонию, на репетициях и концертах. Лиза уже несколько раз выступала на сцене в моноопере «Ожидание». Поначалу, когда дети были маленькими, приходилось туго. Зато сегодня я счастливая артистка, которая занимается любимым делом, и счастливая женщина, у которой есть два замечательных ребенка.

– А есть что-то в жизни, чем вам приходится жертвовать ради возможности заниматься вокалом?

– Не могу позволить себе кушать каждый день мороженое, хотя я его обожаю! (Улыбается.) Вынуждена отказаться от своего хобби – печь пирожки. Просто сейчас не остается на это времени в связи с безумным количеством концертов. Да! Еще серьезно ограничиваю себя в блуждании по Интернету – уж очень это затягивает. Хорошо, что сейчас есть смартфоны, благодаря которым можно проверить почту и почитать сообщения в социальных сетях в любую свободную минуту.

– Вы часто поете для близких во время дружеских посиделок?

– Никогда. Просят постоянно. На что я отвечаю: «А вы сами любите брать работу на дом?»

– Вероника, какая известная мелодия или песня лучше всего характеризует ваше состояние духа на сегодняшний день?

– Разные мелодии переплетаются, выбрать какую-то одну даже не смогу… Но это однозначно мажорная композиция. Моя мама говорит: не будешь сама себя веселить, никто не развеселит. Поэтому я всегда стараюсь настраивать себя на позитив и улыбаться, даже когда мне плохо.

А еще многие почему-то думают, что вокалисты терпеть не могут тишину. Только это не так. Музыки мне с лихвой хватает на работе. Мы с ребятишками редко включаем компьютер или телевизор. Самая уютная музыка для дома – бытовые звуки: шум закипающего чайника, шкварчание масла на сковороде, стук ложек о тарелки…


Автор текста: Елена ШТОПОЛЬ