bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Передвижной шапито Эмира Кустурицы, или The No Smoking Orchestra в БКЗ


Передвижной шапито Эмира Кустурицы

 

Изначально программа пребывания знаменитого сербского режиссёра в Томске была более чем насыщенной – предполагались кинопоказы с его участием, творческий вечер в формате «вопрос-ответ» и, собственно, концерт «Некурящего оркестра». Однако затем концепция изменилась – кинопоказы прошли без Кустурицы, а концерт и встречу с поклонниками решили совместить, устроив между ними небольшой антракт (во время которого автор этих строк опрокинул рюмку коньяку в буфете БКЗ с близкими друзьями).

Что же до собственно концерта, то действо получилось поистине захватывающим и где-то даже завораживающим – мы, по сути, присутствовали при своеобразном лишении этой насквозь официозной сцены девственности! То есть я хочу сказать, что концерты шикарных исполнителей международного уровня случались и ранее – достаточно вспомнить Сезарию Эвору, Нино Катамадзе, Дживана Гаспаряна или разнообразных джазовых див – но вот такого буйного смешения жанров и стирания границ между сценой и зрителями я до сих пор не припомню.




На истории самого коллектива, в котором именитый кинодеятель играл когда-то на басу, а ныне подвизается на ритм-гитаре и перкуссии, отдельно останавливаться не стану – всех желающих могу отослать к замечательному документальному фильму самого Кустурицы "Истории на супер 8", в котором он подробно живописал жизнь и судьбу No Smoking Orchestra.

Собственно, вообще о музыкальной стороне вопроса говорить особо много и долго нет смысла – с этим всё ясно, залихватский балканско-цыганский рок во всей своей красе, бесконечная плясовая на сербохорватско-немецко-английском. Весь набор хитов: "Unza Unza Time", "Bubamara", "Upside Down", "Pitbull Terrier", песни из знаменитых фильмов маэстро – "Андеграунд", "Время цыган", "Чёрная кошка, белый кот". Нечто подобное мы уже наблюдали ровно четыре года назад на концерте Горана Бреговича и его "Похоронно-свадебного бэнда". Разница тут не столько в музыке, сколько в том, как её преподносят. Под Бреговича все плясали на танцполе клуба, а музыканты зажигали на сцене. В БКЗ же никакого танцпола нет, там в проходах то сложно двум человекам разойтись. А значит, всему безумию суждено было переместиться на сцену.




Ибо это был натуральный цирк с конями (в качестве которых выступали радостные зрители)

 

Эдакий парк музыкальных аттракционов, с прекрасно поставленными номерами: вот светящаяся в темноте и крутящаяся вокруг своей оси гитара, вот переодевающийся на ходу во время игры скрипач, вот он же вытворяет чудеса со смычком, а точнее – разными вариациями на тему смычка, вплоть до гигантского, трёхметрового. Но чуть ли не центральным номером был хоровод из разнообразных томских барышень, составленный Эмиром, и под его же руководством выполнявший разные танцевальные и физкультурные па на сцене.

 

Такого сцене БКЗ точно ещё не доводилось переживать

Особо стоит отметить и совершенно неподдельную радость зрителей — ликование было повальным, самые нетерпеливые бежали на сцену и пускались в пляс, остальные со своих мест рукоплескали, подпевали, кричали и в воздух чепчики бросали.

К слову сказать, такого количества знакомых лиц я тоже давно не видел на концертах — кого только не встретил: Андрей Филимонов, Юлия Мучник, Пётр Гавриленко, Елена Заславская, Андрей Остров, Анастасия Альхимович, Дмитрий Беляев…

Для фотографов действо стало настоящим подарком


Потом была творческая встреча, разговор через переводчика на смеси сербохорватского, русского и английского. О кино, литературе, музыке, загадочной русской душе (куда ж без неё?), почём зря горящей деревянной томской архитектуре, Иво Андриче и Достоевском, герое нашего времени и многом другом.

 

novarock.tomsk.ru