bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Кто посмеет ругать Баха?

Ругать Баха - так же бессмысленно, как ругать звёзды на небе или воду в реке.
Имя Баха давно уже стало нарицательным.
Это уже даже не имя, а своего рода икона. Порой, чтобы прослыть человеком, тонко чувствующим высокое искусство, достаточно сказать: "О, как я люблю Баха!" (Хотя ничего не знаю и не слушаю, кроме первого такта токкаты ре минор в своём сотовом телефоне)".

Биографы Баха в один голос отмечают огромную разницу между обыденной и типичной для музыканта того времени биографией и необычайной высотой творческого полёта. Говорить о музыкантах-романтиках, не имея в виду их неповторимого "Я", как правило просто невозможно.
Скажем, творчество Н. Паганини в отрыве от его бурной биографии выглядит значительно бледнее. Флер таинственной фигуры легендарного срипача с налётом бесовщинки изрядно скрашивает его относительно скромный композиторский дар.

С Бахом иначе. Здесь человек-творец скромно отступает на задний план. Он не пытается публично афишировать свой "мир мыслей и чувств". Он пишет совсем о другом. То есть, как правило, о Другом. И рядом с этим Другим любая человеческая самореклама выглядит по меньшей мере смешно.

Бах ни в чём не выпячивает самоё себя. Даже портреты его не оставляют столь яркого впечатления, как, например, изображения Бетховена или Чайковского. Первое, что бросается в глаза и запоминается, как главный признак внешнего облика мастера — это... парик.


Может быть кто-нибудь вспомнит галерею приблизительных композиторских портретов, "украшающих" стены некоторых музыкальных школ. Непонятно чьё лицо, но по форме парика сразу ясно: Если на парике нет никаких завитушек, значит это Моцарт. Если завитушки по бокам есть, но немного, значит это Гайдн. А уж если парик велик и завитушек не перечесть, то это без сомнения Бах.

Непосредственно в музыке роль "парика узнавания" нередко выполняет полифония. Если ребёнку задали учить полифонию, то вернее всего, это тоже что-нибудь из Баха. И вообще, если речь идёт о старой учёной музыке, то чаще всего имеют в виду всё того же почтенного немца.
Полифония труднее для понимания, чем, скажем, "качовый" drumloop, воспринимаемый инстинктивно, физиологически.
Чтобы оценить такую музыку, нужен определённый интеллектуальный багаж. Ну, а постичь мастерство композитора во всей глубине и красоте можно, только смотря в нотную книгу, и видя там не только то, что обычно принято видеть.

Может быть поэтому многие, даже не совсем чуждые музыке люди, считали творения Баха заумными, сухими, не в меру сложными.

deci.ru

Цикл из 20 концертов, в которых прозвучат ВСЕ сочинения Баха, написанные для органа, -



начиная от знаменитой Токкаты и фуги ре минор и заканчивая пьесами, лишь недавно обнаруженными в архивах и библиотеках современными учеными, начинаем 27 декабря