bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Дети сыграют с оркестром

Текст: Софья ВОЛЬСКАЯ
Фото: Наталья БОЧКОВА

В этом сезоне областная филармония предлагает томичам уникальный абонемент под названием "Дети играют с оркестром". Первый концерт из этой серии уже прошел в сентябре; 29 декабря состоится второй. Подготовкой маленьких музыкантов, согласованием их работы с целым оркестром занимается известный дирижер из Новосибирска Вячеслав Прасолов, работавший во многих музыкальных театрах и симфонических оркестрах не только России, но и других стран, в том числе Японии, Германии, Италии, Америке, Македонии, Южной Корее. С 2001 года он руководит студенческим симфоническим оркестром Новосибирской государственной консерватории имени Глинки. В нашей беседе Вячеслав Иванович рассказал о том, почему он считает этот проект особенным в культурной жизни Томска, и не только.

Дирижерский стиль Прасолова удивляет, завораживает и неизменно приводит в восторг. Во-первых, дирижирует он нестандартно. Во всяком случае, это совершенно не то, что мы привыкли видеть. В процессе без преувеличения участвует все его существо, от кончиков пальцев до тончайшей мимики. Во-вторых, Вячеслав постоянно разговаривает с музыкантами, вызывая в них зрительные образы и эмоциональный отклик. По ходу репетиции изображает героев, рассказывает сюжет, комментируя нюансы произведения и обращая внимание музыкантов на эмоциональную окраску каждого эпизода. Наблюдать за этим действом – уже представление. Оркестранты признаются, что после репетиций с Прасоловом начинают иначе чувствовать произведение, играют более чутко и вдохновенно. Маленькие же музыканты от него просто в восторге!

- Вячеслав, ваша необычная манера дирижирования: когда и откуда она взялась?

- Конечно же, не сразу. Представьте: выходит молодой человек после музыкального училища, наученный дирижировать разными партитурами, разными стилями, разными составами. Но лишь несведущие люди думают, что в нотах написано все.

- Разве это неправда?

- Я каждый раз мучительно думаю, какой бы здесь пример привести. Вы пробовали когда-нибудь в незнакомом месте добраться до нужного адреса по карте? Пытаться прочесть по нотам – это примерно то же самое: написано нота "си", длительность – восьмая, громкость – "пиано". А сколько это – восьмая? И что такое "пиано"? Хоть все эти параметры и указаны (длина, громкость, штрих ноты), точно определить, как именно это должно звучать, невозможно! Ноты – это всего лишь скелет, который нужно заполнить мыслями, кровью, нервами, желаниями, судьбой, характером.
Каждый артист симфонического оркестра должен быть на своем месте, и перед ним – своя партия. А образ на сцене складывается из совокупности этих отдельных партий, поэтому их нужно согласовать.
Теперь представьте: одному музыканту 50 лет, другому 18; один холерик, другой – флегмаааааатик (Вячеслав заметно замедляет произношение, - прим. автора), и при этом им всем нужно играть об одном и том же. Поэтому я и объясняю всем, про что именно в этой сцене идет речь.

- Давно ли вы участвуете в проектах, связанных с участием детей, подобных проекту "Дети играют с оркестром"?

- Давно, с 1991 года. Я люблю детей, и не считаю, что концерты с ними – это что-то проходящее. Конечно, здесь другая музыка, отличная от симфоний Чайковского или Малера. Но ведь кто-то должен объяснить этим детям, как играть, кто-то должен вдохнуть в них эту искорку! Пусть это буду я.
Года четыре назад я начал участвовать в постановке концертов "Дети играют с оркестром", тогда еще только с народниками. Когда я провел этот концерт, дети были без ума, сказали "мы еще хотим!". В этом году работаем с симфоническим оркестром, сделали уже три концерта, то есть целый абонемент – это сильно!


Я не знаю другого такого опыта, поэтому могу откровенно и бескомплиментарно заявить, что томская филармония сделала трудно переоценимую вещь. Они могли бы взамен поставить более доходные концерты, но сознательно идут на то, чтобы воспитывать новую генерацию музыкантов. Руководство филармонии в лице Марины Алексеевны Шериной, и Натальи Сергеевны Антух решили, что это стоит того. Всегда есть риск: получится, не получится. Опять же, мое появление здесь не случайно: будь на моем месте дирижер, не имеющий опыта работы с детьми, первый блин мог получиться комом, после чего было бы очень трудно пробовать снова.





- В чем своеобразие работы с детьми на сцене?

- Вообще-то я с ними общаюсь на равных: у меня такая манера работы с детьми. Мы с самого начала совершенно по-деловому обсуждаем, в какой тональности и темпе будет играть ребенок. Они это чувствуют, и быстро перенимают серьезную, но доверительную манеру общения.

Самое интересное в проекте "Дети играют с оркестром" то, что в нем участвуют разные специальности: аккордеонисты, домристы, флейтисты, пианисты, вокалисты, скрипачи.
И тут очень важно сказать, что с оркестром будут играть дети на тех инструментах, которые, может быть, вообще никогда не играли с симфоническим оркестром! Например, домра: она же играет только с оркестром народных инструментов. Поэтому и нот игры этого инструмента применимо к симфоническому оркестру не существует: мы сами делаем переложения, аранжировки, партитуры. Это безумно трудно, поэтому заслуга людей, продвигающих этот проект, огромна. Нужно подготовить оркестр к тому, что они играют именно с ребенком (чтобы не заглушали), у которого еще не столько сил, сколько у взрослого солиста, да и манера игры не столь отточенная. Еще детям очень трудно сыграть всю партию без пауз.
В общем, в данной работе необходимо учесть очень много нюансов: надо много репетировать, чтобы ребенок играл спокойно, не напрягаясь, и чтобы был реализован потенциал, который заложен в произведении. Это очень непростая вещь и особая ответственность. Но зато это всегда новый опыт.




- Как взрослые оркестранты воспринимают эти концерты?

- Оркестранты чувствуют, что они играют для детей, у них даже лица другие – более светлые. Они улыбаются и всем своим видом показывают: "Ты не волнуйся, мы рядом!" Такое вот отеческое отношение к маленькому музыканту. Когда решается одна благородная и добрая задача, это всегда чувствуется и дополнительно сближает музыкантов, а также дает стимул ребенку.

- Наверное, подобный проект способен сыграть решающую роль в жизни маленьких солистов.

- Это бесспорно ступень, потому что играть с профессиональными музыкантами – значит, и самим подтягиваться. Когда гармоничные звуки сливаются, это помогает достигать наивысшего наслаждения, рождает в человеке ответную вибрацию. Видели бы вы, с какими лицами дети выходили с первого такого концерта – чудо! Отыграв концерт с оркестром, они поняли, что это действительно может стать делом их жизни, и им есть к чему стремиться. Нахождение маленьких звездочек стимулирует приток детей в музыкальные школы. Это можно назвать социальным проектом, потому что когда дети получают музыкальное образование, они прикасаются к мировой культуре как к роднику, как к источнику того, что держит цивилизацию. В итоге атмосфера в обществе становится лучше, благоприятнее.