bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Танцы цыган Европы. Как их различить?

Выступая на различных вечеринках и концертах, я столкнулась с постоянно повторяющимся вопросом:

– Что вы танцуете? Разве же это цыганский танец?

Зрителей можно понять: в программке указывалась шоу-группа цыганского танца, и они ожидали увидеть красивые, широкие взмахи юбкой и другие движения, знакомые по репертуару театра «Ромэн», а обнаруживали нечто радикально другое. Однако танец, который я танцую, действительно цыганский.

Если разложить цыганские танцы по полочкам, то мы увидим, что хорошо развиты только три вида: русских, балканских и испанских цыган. У остальных, конечно же, тоже есть свои танцы, но, на мой взгляд, невыразительные.

Все эти виды танцев делятся по манере на «таборные», сценические и уличные. Как же их распознать?

Танец русских цыган вам, скорее всего, хорошо известен по советским фильмам. У женщин это сложная игра рук и ног, взмахи юбкой, трепет плеч; плавное начало и буйная, быстрая концовка. У мужчин это дробь, обхлопывание ладонями туловища и ног, взмахи руками, как крыльями. Во многих движениях можно опознать русские корни. Этот танец и появился, как интепретация русского народного, в XIX веке и значительно с тех пор развился, дополнившись элементами фламенко (игра с юбкой, постановка пальцев) и движениями, придуманными самими русскими цыганами; от восточных корней в нём только дрожь плечами и кистями, некоторые движения рук, особый взмах волосами, прогиб назад. В танце у русских цыган принято подхлопывать на слабую долю, в то время как европейцам привычнее на сильную.



Фламенко у цыган примерно такой же, как у андалусийских испанцев, только резче, «диче». Собственно, цыгане считаются создателями современного фламенко. Часто пишут, что это танец страсти; это правда только отчасти. Потому что в первую очередь, фламенко – танец отчаяния и протеста против этого отчаяния (кто знает историю, поймёт). Каждый прыжок – как в пропасть; пение – как рыдание; на лице принято изображать гримасу высшего напряжения. От страсти во фламенко только, если не ошибаюсь, покачивание бёдрами у женщин, действительно, очень эротичное, и особая пружинистая проходка мужчины. Кроме этих движений, в танец входят дробь, сапатео (ритмичное топанье), сложная игра рук и особенно пальцев (они раздвигаются и проворачиваются, как остов веера), взмахи юбкой у женщин, прыжки у мужчин, характерные резкие повороты головы.



Танец балканских цыган появился на стыке областей распространения танца живота и восточноевропейских танцев. Соответственно, в женском танце игра ногами в балканском стиле сочетается с тряской бёдрами и дрожью плеч и кистей, к ним прибавляются кручения вокруг своей оси, фигурное щёлканье пальцами, игра рук, дробь, мелкие прыжки, особый трепет юбкой. Он считается разновидностью танца живота. Мужская пляска состоит преимущественно из игры ног и чечётки, к которым прибавляется щёлканье пальцами, сочетающееся с несложной игрой рук. Я танцую именно «балканских цыган».



Что касается манер исполнения, различаются они следующим образом:

«Таборная» – это манера танца в своём, цыганском, кругу, независимо от того, настоящий ли это табор в чистом поле или день рожденья в городской квартире. Или цыганская дискотека!

Во-первых, такая пляска обязательно состоит из массы движений, сменяющих друг друга весь танец бессистемно и рассчитанных на то, чтобы показать свою виртуозность, а не на зрелищность.

Во-вторых, в нём нет таких вольностей, как в сценическом танце, например, взмахов юбкой возле плеч или обнажения ног взрослыми женщинами.

В-третьих, в случае, если в таборе ортодоксально одеваются, то в танец добавляются движения, учитывающие специфику одежды, вроде поддержки и поправки головного убора. При парном танце (обычно мужчина + женщина либо мужчина + мужчина) партнёры зорко следят друг за другом, чтобы импровизировать в унисон. Расстояние между партнёрами традиционно весьма приличное, что очень практично с учётом того, что мужчина может вскидывать ногами в танце, махать руками (обхлопывая себя) или подпрыгивать.

Сценический танец, соответственно, рассчитан на зрелищность и на то, что его смотрит большое количество людей и с большого расстояния. Отсюда более широкие, свободные движения (вроде расправления юбки в виде полукруга), повторяемость наиболее зрелищных элементов, постановочность, большая вольность в нарядах и их непрактичность (изобилие оборок, воланов, широкие юбки и манжеты, просторные рубашки, в то время как «таборный» танец танцуется в обычной одежде).

Наконец, уличный сочетает в себе приметы сценического и «таборного» танца. Прежде всего, это импровизация. Движения, рассчитанные на большое расстояние до зрителя (чтобы привлечь внимание прохожих) сочетаются с адресным танцем на близком расстоянии. Многие сценические и таборные движения не используются в силу излишней при долгой работе на улице трудоёмкости. Танцовщица всячески старается наладить контакт со зрителем, улыбаясь ему и протягивая к нему руки. Из-за того, что зритель может в любой момент подойти близко, приходится избегать «механической» мимики, пригодной для сцены, и приводить себя в особый эмоциональный настрой – веселье, кураж, чувственность, – чтобы лицо было естественным. Я для этого лично вспоминаю перед танцем неприличный анекдот, другие танцовщицы щекочут друг друга или перешучиваются перед тем, как начать.

Считается, что наиболее традиционная манера женского танца – босиком (даже фламенко изначально исполнялся босыми цыганками; и я танцую именно так), но за последние сто лет появилось немало движений, рассчитанных на применение подошвы и каблука обуви, та же дробь.

Источник: www.shkolazhizni.ru