bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Stabat Mater Перголези

Точно так же человек, родившийся не в своё время, вряд ли задержится на этой земле. В этом смысле композитор Джованни Баттиста Перголези является ярким тому примером. Будучи представителем эпохи барокко, он по своему творческому и психологическому темпераменту принадлежал скорее эпохе романтизма. А это уже XIX век. "Ошибка" в 200 лет — это немало.

О талантливости Перголези до сих пор ходят легенды. Иногда приходится слышать: "Он был даже гениальней Моцарта!" Насколько корректно сравнивать этих двух столь похожих и не похожих друг на друга мастеров?

Однако и тот и другой поражают как яркостью дарований, так и краткостью своего жизненного пути. И если о превосходстве друг перед другом талантов этих композиторов, можно спорить, то сомнительное удовольствие первенстововать среди тех, кто ушёл молодым, принадлежит именно Перголези. Моцарт прожил 35 лет. Перголези всего 25, из которых активному творчеству были посвящены менее десяти лет.


Что можно сделать за 10 лет? Не так уж и мало! Можно написать 4 оперы-seria (т.е. оперы на серьёзный сюжет), 2 музыкальные комедии, 4 интермеццо, 4 оратории, 10 кантат, 14 трио-сонат, 3 симфонии, множество инструментальных концертов, мотетов, месс, антифонов...

Этого времени вполне достаточно, чтобы стать основоположником нового жанра, а именно оперы-buffa — комической оперы.

Человек нервный, склонный к перепадам настроения, Перголези был экстремален и в творчестве. Два самых знаменитых его произведения — комическая опера "Служанка-госпожа" и духовная кантата "Stabat Mater" являют собой два противоположных эмоциональных полюса. С одной стороны беззаботный искристый юмор, а с другой — глубокая, пронизывающая скорбь.


История создания "Stabat Mater" Перголези исполнена романтики.
Существует легенда, что источником вдохновения для композитора послужила личная драма. Его любимая девушка, на брак с которой её знатные родители не дали согласия, ушла в монастырь и вскоре умерла. Создавая музыку, автор смотрел на изображении Мадонны, которое было удивительным образом похоже на его умершую возлюбленную и за сочинением этой своей лебединой песни умер сам.

Сейчас трудно сказать, насколько эта история соответствует действительности. Впрочем, наверное это и неважно.
Важно то, что в мир пришла прекрасная музыка. Замечательно красивая, гениально простая и удивительно искренняя.


В своё время она казалась очень необычной, шокирующе новой. Так, например, Перголези первый композитор, который вводит в "Stabat Mater" мажорные части в быстром темпе (Например "Inflamatus"). Это было крайне смелым шагом. Знатоки того времени, современники композитора критиковали его за чрезмерное использование пассажей, которые по словам Дж. Б. Мартини "...скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби." Сейчас эти упрёки кажутся более чем странными.

deci.ru


20 января на сцене МКЗ прозвучит великолепное творение Перголези в исполнении:

Образцового самодеятельного коллектива - концертный хор "Подснежник"
руководитель Юлия Коваленко (ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна)

хора мальчиков "Сизари"
руководитель Лариса Ратушная (ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна)

Натальи Багинской | орган
доцент Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки

программу ведет музыковед Василина Сыпченко