bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Опустела без тебя земля...
По воспоминаниям Добронравова, сначала была музыка, но уже на первом этапе появились строчки "Опустела без тебя земля", они-то и дали музыкальный импульс.
Авторы песни были хорошо знакомы с первыми космонавтами, лётчиками-испытателями. Тема полётов была для них волнующая и близкая. Как говорил Сент-Экзюпери, «летчик улетает и не возвращается». Среди знакомых композитора и поэта были жены лётчиков-испытателей в Жуковском, которые говорили им: «Вот из этого подъезда только я одна с мужем, остальные — вдовы». Владимир Комаров перед полетом просил Юрия Алексеевича Гагарина передать Николаю Добронравову благодарность за песню «Нежность». (Летчик-испытатель Владимир Михайлович Комаров из этого полета не вернулся, он погиб 24 апреля 1967 года).


Майя Кристалинская

Впервые песня прозвучала через год – в 1966-м. Причем после первого исполнения этой песни в Колонном зале Дома союзов Майя Кристалинская ушла со сцены под стук собственных каблуков, а авторы выслушали поток нареканий от своих друзей. Аркадий Островский буквально набросился на Добронравова в антракте: "О чем вы пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: "А у нас во дворе…" – всем понятно, близко, и все довольны…"


А.Пахмутова и Н.Добронравов

Вот что рассказали Николай Добронравов и Александра Пахмутова о первом исполнении песни в книге А. Гиммерверта "Майя Кристалинская. И все сбылось и не сбылось":

Добронравов. Из всех премьер наших песен, которые пела Майя, самой главной была «Нежность».

Это было в декабре шестьдесят пятого года, в Колонном зале, с оркестром Юрия Васильевича Силантьева. Александры Николаевны на концерте не было, она была в служебной командировке от Союза композиторов в Японии. Майя, перед тем как спеть эту песню, сказала несколько слов — что она волнуется, потому что песня ей очень нравится, жаль, что автора на концерте нет... Майя хотела как-то подогреть интерес к песне.

И надо сказать, когда она спела, зал эту песню принял, но не так, как удачную премьеру или будущий шлягер, не было абсолютно никакого успеха, были хлопки. Это было в первом отделении, до этого Майя уже пела, среди номеров был «Аист» Островского («Ах, здравствуй, аист! Мы наконец тебя дождались. Спасибо, аист, спасибо, птица, — так и должно было случиться...»), и я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: «Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот «Аист» — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у нее был ребенок, она ждет этого, а ты — о каком-то Экзюпери...»


Антуан де Сент-Экзюпери

Пахмутова. И за что мы благодарны Майе — после сдержанного такого приема она настолько была уверена в этой песне, что стала петь ее в каждом концерте, стала ее «раскручивать», как нынче говорят. Так далеко не все исполнители поступают. И как она сама была счастлива — звонит, говорит: «Знаешь, как принимали сегодня «Нежность»? Меня теперь не отпускают со сцены». Это был героический поступок в то время."

Позже, когда записывали «Нежность» в Доме звукозаписи, Добронравова отводили в коридор и говорили: «Коля, ну зачем тебе этот Экзюпери? Что, своих летчиков у нас нет? Ведь был замечательный летчик-испытатель Бахчиванджи, и даже по размеру его фамилия ложится. Убери ты этого иностранца из песни...» И хотя дело до прямою запрещения не дошло, поэту с трудом удалось отстоять! "Мне важен не сам летчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик. Поэтому эта песня трудно проходила и на радио... - вспоминал Добронравов. - ...Когда Аля спросила в Германии — это еще было до перестройки — знаменитого, крупнейшего их издателя Сикорского, что нужно, чтобы наша советская песня вышла в Европу, он ответил: «Вам лично ничего не нужно, напишите еще одну «Нежность». У нас ее пели все..."

Однако несмотря на премьерный провал "Нежности", Кристалинская всегда упорно включала ее в свои концерты. Не принятая в самом начале, эта песня сделала её "Лучшей певицей года". "Расслушать" песню помогли фестиваль "Красная гвоздика" в Сочи в 1967 и культовая мелодрама Татьяны Лиозновой по рассказу Александра Борщаговского "Три тополя на Плющихе", вышедшая на экраны страны в 1967-м. Песня "Нежность" в исполнении Татьяны Дорониной стала одной из полноценных героинь фильма.


Мария Кодряну

В Сочи песню должна была исполнять Мария Кодряну. Это был первый в стране конкурс песни, да ещё и международный - для СССР событие "планетарного" масштаба, невиданный идеологический прорыв, хотя иностранцы на этом конкурсе присутствовали только из соцстран, так сказать, - все "свои". Ажиотаж вокруг него стоял огромный. За исполнение песни "Нежность" Мария Кодряну получила диплом и стала лауреатом. Однако в последний день конкурса, когда должен был состояться гала-концерт Кодряну неожиданно узнала, что "Нежность" будет исполнять другая певица. :"В прекрасном настроении я пришла в театр готовиться к выступлению и вдруг новость, прозвучавшая для меня как гром среди ясного неба - я узнаю, что "Нежность" в концерте будет петь М. Кристалинская, а меня выпустят с песней "Вечер вальса". Почему так? Можно лишь догадываться, перед артистами ведь тогда было не принято отчитываться. Знаю, правда, что Кристалинская была весьма дружна с Пахмутовой и наверное, все случилось не без помощи Александры Николаевны. Но боже, у меня ведь отобрали песню, с которой я стала лауреатом! Кому как не мне и петь её в гала-концерте? Это была жестокая, незаслуженная пощечина. Я разрыдалась и убежала в большую гримёрку, а там сидел... Аркадий Райкин (днём в театре проходили его сольные концерты, и он остался на гала-концерт). Я плакала, сидя за столом, а он подошел, погладил меня по голове и сказал: "Это только первая большая несправедливось в твоей жизни, а сколько их еще будет...Но ты должна быть стойкой".

Это решение возмутило многих, да и зрители ждали меня, победительницу, а не Кристалинскую, хотя она и была первой исполнительницей этой песни. Зрители ждали меня и после "Вечера вальса" был шквал аплодисментов. Пришлось спеть "Вечер вальса" на бис. И опять зал не унимается - они же ждут "Нежность"! Но снова, уже в третий раз, дирижёр Ю. Силантьев заводит "Вечер вальса". Зал недоумевает, неистовствует, раздаются крики "Нежность!". Шум, гам, непорядок и всё это - прямая трансляция на весь СССР. Ведущий А. Масляков кричит Ю. Силантьеву: "Играйте "Нежность"! А тот в ответ: "Да мы ж её ноты не взяли, у нас в тональности Кристалинской!". Масляков кричит мне: "Будешь петь в тональности Кристалинской?". Я, помню, ответила: "Мне всё равно". Весь разговор попал во включённые микрофоны и звучал на весь СССР.

А в зале разгорелись страсти. С первого ряда лицом к залу поднялся любимый всеми актёр и певец Марк Бернес. Он стал дирижировать залом, который сотнями голосов стал повторять за ним "Неж-ность, неж-ность, неж-ность!". Делать нечего и пунцовый Ю. Силантьев взмахнул палкой. Оркестр, естественно, заиграл в тональности ниже моей на кварту и пришлось мне петь "Нежность" почти "басом", но я справилась. Овации зрителей, их улыбки и добрые глаза в зале осушили мои слёзы и я снова была счастлива..."

Фильм "Три тополя на Плющихе"дал следующее дыхание песне.
Татьяне Михайловне Лиозновой пришла мысль взять «Нежность» в картину, конечно, из-за того, что она слышала ее в исполнении Майи. Лиознова обратилась к Александре Пахмутовой с просьбой написать музыку. Та отказалась. Упрямая Лиознова пригласила ее посмотреть уже отснятый материал. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: "Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова".



"Нежность" стала музыкальным лейтмотивом трогательной истории простоватой русской женщины Нюры, приехавшей на три дня в Москву из далекой деревни и встретившей неожиданно интеллигентного шофера такси.

После выхода кинокартины на экраны страны песня стала хитом. А год спустя, в 68-м, около подмосковной деревни Новоселово двадцать седьмого марта во время тренировочного полета на самолете МиГ-15 вместе с инструктором Владимиром Серегиным погиб первый космонавт планеты… И хоть текст песни создан за два года до роковой даты, сегодня для многих "Нежность" – реквием по Гагарину.



"Нежность" - это почти "Хазарский словарь": у нее есть мужская и женская версии. Женскую пела Кристалинская и Анна Герман.
Существует также "мужской" вариант песни - "Твоя нежность" с той же мелодией, но другими стихами, которые были написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым в 1966 г.

Мужскую версию впервые исполнил Юрий Гуляев. Продолжили традицию исполнения мужского варианта песни ансамбль "Надежда" под руководством Михаила Плоткина. Песня «Нежность» очень символична для всего «нео-ретро» альбома «Transatlantic» Николая Матвеева.
У многих музыкантов песня "Нежность" связана с личной историей. О себе и своей "Нежности" могли бы рассказать Алла Баянова, Тамара Гвердцители, Маргарита Суханкина, Георгий Гаранян Тамара Синявская, Людмила Зыкина, Тамара Гвердцители, Людмила Сенчина, Татьяна Буланова...

"Опустела без тебя Земля..."


http://heartsongs.narod.ru/hs/108_nezhnost.html