bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Томск – мой город | Светлана Артемьева

Светлана сотрудничала со многими дирижерами, а также с Кемеровским симфоническим оркестром и Хоровой капеллой ТГУ. Исполняет арии из опер Верди, Бизе, Чайковского, Сен-Санса, Прокофьева, Моцарта, Мусоргского, Глинки. Томской публике хорошо известны программы Светланы Артемьевой с органисткой Ольгой Шиллер: "Ave Maria", "Серенада", "Анданте-вечер". Также Артемьева успешно выступает в Органном зале с камерными сольными программами совместно с пианисткой Светланой Чудаковой.

Согласитесь, это редкое постоянство для музыканта в наше время – в течение почти четверти века работать на одном месте! В преддверии бенефиса мы решили взять интервью у Светланы, чтобы узнать о том, как складывалась ее жизнь, и что явилось определяющим в том, что ее творчество так крепко связано с Томском.



- За всю жизнь я ни разу нигде не запнулась, не задержалась: все словно было предопределено. В музыкальную школу пошла сама, мама меня за руку не водила, а ведь там экзамены надо было сдавать. Школу закончила – так же плавно поступила в музыкальное училище, ни о чем другом даже не думала. Вокального отделения тогда не было, поэтому я поступила на дирижерско-хоровое и проучилась там четыре года. После этого сразу поступила в Казанскую государственную консерваторию, в класс академического вокала. После окончания вернулась в Томск, прошла прослушивание в филармонии и поступила сюда на работу. Время быстро летит: пошел уже 24 год, как я работаю здесь, и параллельно преподаю вокал в музыкальном училище.

- Светлана, расскажите: как складывается каждодневная работа человека, который зарабатывает голосом?
- Если говорить о моей профессии с точки зрения плана, то он действительно есть: так, я должна отработать 14 концертов в месяц. Но это сборных, не сольных.

- Из чего еще складывается ваша деятельность? 
- Я постоянно выступаю с нашим симфоническим оркестром.
Из того, что часто вспоминаю: была у нас такая органистка Ольга Шиллер (сейчас она уехала в Германию): мы с ней делали несколько концертов с программой "Ave Maria". В 1991-92 годы эти концерты неизменно вызывали у томской публики ажиотаж и фурор.

С пианисткой Светланой Чудаковой мы делали программу Шумана: я пела вокальную часть.

В 1996 году в музыкальном театре  Северска ставили оперу "Евгений Онегин", и меня пригласили спеть партию Ольги.

В 2001 году я была приглашена в Японию, в город Ниигата, для работы солисткой–вокалисткой в программе представительства русской культуры.

В 2010 году участвовала в юбилейном концерте современного Красноярского композитора Олега Меремкулова с Красноярским академическим симфоническим оркестром.

В 2011 исполнила поэму "Гнева и огня" с Красноярским академическим симфоническим оркестром.

- Поскольку инструмент вокалиста – это его голос, расскажите, как вы бережете этот инструмент?
- Конечно, для нас, вокалистов, самое страшное – это заболеть. Чуть что – бежишь к врачу, применяешь все что нужно. Летом вот готовили программу "Стабат матер", и я заболела. В итоге не смогла петь. Конечно, сам концерт не отменили: тогда мне нашли замену. Но жалко было ужасно: там музыка была такая классная, я была бы счастлива исполнить ее сама.


- Есть ли у вас какие-то чисто профессиональные мечты: где-то спеть, или с кем-то?
- Вы удивитесь, но, наверное, у меня этого нет. И причин этому несколько.
Во-первых, я человек довольно приземленный: люблю свое дело, и при этом о невозможном совсем не мечтаю.
А во-вторых, благодаря преподаванию у меня постоянно присутствует смена деятельности, что опять же наполняет жизнь до краев и не оставляет времени на какие-то мечты.
Остается только стремление хорошо делать свое дело: петь – значит доставлять людям радость и наслаждение; преподавать – значит, как можно более доходчиво передавать свои знания и профессиональный опыт молодым музыкантам. Очень радует, когда студенты с вниманием воспринимают советы и наставления, ведь от этого во многом зависит результат нашей с ними совместной работы.
Вот у меня есть очень хорошая студентка Вика Смагина: она меня очень радует, участвовала и в моем бенефисе. Ну а в целом, если говорить о том, чем я занимаюсь каждый день, то я просто стараюсь все сделать хорошо, вот и все.

- Светлана, вы можете сказать, как люди приходят к классике?
- Вы знаете, по-разному. Например, у меня есть студент, который понял, что хочет учиться вокалу, работая охранником в ночном клубе! Но в основном, мне кажется, стремление знать и любить классическую музыку должно воспитываться с самого детства. Нужны музыкальные школы для детей, но так же необходимо и музыкальное образование для взрослых.

- Как, по-вашему, чего не хватает нашим сегодняшним современникам?
- По-моему, людям не хватает общей культуры. И отношение к классической музыке играет здесь не последнюю роль. Когда люди живут лишь суетными устремлениями, чтобы побольше заработать, и при этом не ходят на концерты, не знают музыкантов, артистов, репертуар – они теряют значительный пласт, определяющий культурный уровень общества.
Мне, например, очень нравится смотреть канал "Культура", потому что там рассказывают и показывают не только про музыкантов, но и про всех людей, связанных с искусством: писателей, художников, ученых.

Там показывают про конкретных людей, которые действительно добились чего-то в жизни, используя свой талант, а не связи и умение идти по головам. Это то, на что и надо равняться. Я хочу знать и про молодых достойных людей, связанных с творчеством, и таких в наше время тоже хватает, просто этому в средствах массовой информации, к сожалению, выделяется очень мало места.

Для меня же классическая музыка – это подпитка и зарядка, мне это необходимо. Люблю и дома просто так ее послушать. Все думают, что классическая музыка – это очень сложно. На самом деле классическая музыка – это настоящая отдушина, стопроцентно имеющая благотворное влияние на человека, проявляющая в нем лишь самые лучшие качества.

Фото: Наталья Бочкова

Благодарим за фото нашего партнёра