bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

У "Лукоморья" дух веселый

Новый коллектив Томской филармонии готовится к встрече с публикой!

— Название не сказочное, а реальное, историческое, — сразу предупреждает Владимир Дорохов, сыгравший во время нашей встречи роль ученого кота. — Термин "лукоморье" использовался на Руси для обозначения изгибов морского побережья: лук (излучина) моря. Так что мы сейчас с вами на дне морском живем. На картах XVII века, составленных западноевропейскими картографами, территория, прилегающая к правому берегу Обской губы обозначалась как Лукоморье.
На картах современной России оно расположено между правым берегом Оби в Томской области и левым берегом Енисея в Красноярском крае.
У директора филармонии, Марины Алексеевны Шериной, есть книга о томском Лукоморье. Эта книга и подсказала ей название, а Марина Алексеевна подсказала его нам. Кстати, это ее идея организовать коллектив, который будет играть живую музыку на народных инструментах. Коллектив виртуозов.

Три богатыря и красавица

В конце декабря идея созрела, персонифицировалась и приобрела реальные и, прямо скажем, фактурные очертания.

Владимир Дорохов (ударные) нашел Бронислава Семичова (балалайка-контабас), Бронислав пригласил Сергея Сойменова (баян).


Все трое в 80-90-е годы учились в Томском музыкальном училище (так тогда назывался колледж им. Эдисона Денисова). И хотя у всех были разные преподаватели, разные инструменты, и учились они на разных курсах, но общая музыкальная среда их объединяла. Они знали, кто чего стоит.
У Бронислава и Сергея есть еще одна общая строка в биографии - Красноярская академия музыки и театра, которую каждый окончил в свое время.
Владимир высшее образование получал в Новосибирской консерватории. Сегодня их вновь объединяют музыкальный колледж, где преподают, и филармония, где они работают.

Фактически за неделю они приготовили номер, с которым и выступили на концерте 30 декабря. Композиция, сделанная на основе "Полета шмеля" Римского-Корсакова, просто взорвала зал.



После боевого крещения стало ясно: "Лукоморью" быть. Но в другом составе.
Обязанности директора Томского симфонического оркестра и концертмейстера ударных инструментов, которые исполняет Дорохов, как ревнивая жена, требуют к себе большого внимания. Поэтому Владимир, поспособствовавший рождению коллектива, отошел в сторону.

А на его место был приглашен студент музыкального колледжа, ударник – Владимир Ворошилов.


Почти одновременно в коллективе появилась домристка Юлия Пугачева, которая тоже учится в Томском музыкальном колледже.


К слову, связь филармонии с колледжем, считает Дорохов, идет на пользу обоим учреждениям. У выпускников есть перспектива получить реальную работу, у филармонии – пополнить коллективы молодыми талантами.

Я и застала "Лукоморье" на репетиции в Большом концертном зале. Дебютировать ансамбль будет на сцене большого концертного зала 12 апреля, шлифовать исполнительское мастерство артисты приходят ежевечерне.

По мере репетиций редактируется и концертная программа. Народные мелодии соседствуют с классикой, классика дополняется джазом. Но любое произведение обрабатывается на современный лад, стилизуется под возможности инструментов и характер исполнителей. Получается своя, оригинальная трактовка даже самого известного шлягера. И оказывается, что народных инструментов можно такой богатейший звук вытащить!


— Каждый музыкант что-то предлагает. Вместе обсуждаем, выбираем. "Лукоморье" — это коллектив индивидуальностей. Уровень музыкантов высокий, и приходится им пользоваться, — полушутливо заявляет художественный руководитель Бронислав Семичов. – Наш стиль исполнения можно назвать виртуозным. Он, конечно, нас немного кренит. Потому что не всегда корректно часто пользоваться своими плюсами. Но мы сейчас в стадии становления, потому прибегаем к ним чаще обычного. Чтобы заявить о себе ярко, феерично.


Бронеслав Владимирович абсолютно прав насчет исключительного профессионализма коллектива. В ансамбле два лауреата международных конкурсов.

Юлия это звание завоевала совсем недавно, в ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге, а Сергей уже давно носит лауреатское звание и неофициальный статус лучшего баяниста области. Владимир Ворошилов, по отзывам Дорохова и Семичова, самородок, хотя и не имеет пока никаких званий и побед на конкурсах, но его наставники убеждены, что у него все впереди.

Сам Бронислав – первый и единственный человек в истории российского музыкального образования, который окончил вуз по классу балалайки-контрабаса. "Не было этого инструмента в консерваторской программе. Но мне удалось убедить профессора Аверина, чтобы ввели", — просто поясняет Семичов.
"Броня играет на контрабасе, как на скрипке или домре, играет, то есть владеет мелкой техникой виртуозно", — свидетельствует Владимир Дорохов. По словам Семичова, концертмейстер группы ударных Томского симфонического оркестра Дорохов в некоторых концертах будет принимать участие.

Соловьи – разбойники

— Такой музыки, и такого исполнения Томск не слышал давно, с 80-х, — убеждал меня Владимир Дорохов, анонсируя не только первый концерт "Лукоморья", но и подчеркивая особенность коллектива — высокое качество живого звука в сочетании с потрясающим артистизмом.


Глядя на музыкантов, я согласно кивала головой. "Лукоморье" в этот момент импровизировало на тему "Валенок". Должна признать: такого исполнения народной песни мне действительно не приходилось слышать и видеть вживую.

Сначала все шло по законам жанра: начали решительно и дружно, но после вступления бубен и балалайка-контрабас неожиданно замолкли, как будто пропуская вперед домру и баян.
И вот Она и Он вступают в нежнейший разговор. Объясняются друг другу в любви. Но каждый о чем-то своем, дорогом, трудно выговариваемом. Лирическая исповедь не успевает закончиться, как в речь баяна вплетается веселый голос бубна, и все как будто обращает в шутку, его поддерживает ироничный бас балалайки-контрабаса. Однако лирическая и нежная домра Пугачевой и чувственный баян Сойминова не уступают свою тему любви. С веселым задором их "перепевают" балалайка Семичова и бубен Дорохова.

К финалу кураж полностью овладел исполнителями и на своем пути решительно сметал все приличия. Достигнув градуса веселого хулиганства, "лукоморцы" превращают фотосессию в маски-шоу.

— Юлечка, подай "сковородку" (так на жаргоне музыкантов называется домра), — просит неугомонный Семичов.

Через минуту вся группа музыкантов застывает в немой сцене "Раскольников убивает старуху-процентщицу". С приходом Ворошилова – в жанры и вовсе всмятку.


— Володя, а ну-ка, сделай "вертолет", — командует Бронислав.

И харизматичный Ворошилов начинает энергично крутить головой, и в то же самое время его барабанные палочки с той же скоростью бьют по тарелкам и барабанам. Это уже какой-то рок-концерт!


А еще через минуту Семичов в порыве страсти падает на колени и начинает "строчить" из своей балалайки-контрабаса…

— Мы хулиганим, но не в ущерб качеству исполнения, — на всякий случай предупреждает меня Владимир Дорохов. – Качество звука, прежде всего.

proetcontra.tomsk.ru