Рахманинов, несмотря на противодействия современных ему критиков и коллег, считавших, что музыка его несовременна, доносил своё русское музыкальное слово до западноевропейского слушателя. Долгое время на Западе его считали в первую очередь непревзойденным пианистом. А для нас, русских, Сергей Васильевич, наоборот, прежде всего композитор.
Среди произведений Сергея Васильевича есть одно, пожалуй, самое западное по своему звучанию — Рапсодия на тему Паганини. Но и в нём Рахманинов во многих чертах проявляет себя как русский композитор.
Его музыка, возможно, не близка западному слушателю именно потому, что она русская. Известно, что для многих европейцев и американцев музыка Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова представляется всего лишь экзотичной. Для нас же это великая, гениальная музыка, отражающая нашу душу, назначение и смысл существования.
Неслучайно композитор и пианист Николай Метнер писал по поводу Второго концерта Рахманинова: "Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия".
Рахманинову были чужды современные ему течения в музыке, он даже признавался, что не понимает их. Но как музыкант, отличавшийся особенной восприимчивостью, он не мог пройти мимо достижений в области джаза. Однако, несмотря на то, что в некоторых его произведениях есть элементы этого стиля, Рахманинов никогда не делал из него культа. В молодости Сергей Васильевич не избежал влияния других композиторов, в частности, Шопена, Листа, Вагнера, Чайковского, но всегда шёл своей дорогой.
Отличительной чертой музыки Рахманинова является её "колокольность". Звон колоколов, который впервые Сергей Васильевич услышал в своём новгородском детстве, представлен во многих вокальных, оркестровых и фортепианных произведениях. Так, о своей работе над Первой сюитой (Фантазией) для двух фортепиано Рахманинов впоследствии вспоминал: "Для третьей части… я тотчас нашёл идеальную тему — мне вновь запел колокол новгородского собора".
novafisha
К 140-летию русского композитора - звучание его произведений в МКЗ | органный зал Томской филармонии 15 марта
I мемуары, романсы, инструментальные сочинения
II опера "Алеко" | концертная версия
Программу представляют:
Светлана Ренье | сопрано, Лауреат Международных конкурсов Вероника Цай | сопрано, Лауреат Международного конкурса Светлана Пронина | сопрано Светлана Артемьева | меццо–сопрано, Лауреат Международного конкурса Владимир Ячников | тенор Валерий Федорец | баритон Сергей Столяренко | баритон Светлана Чудакова | фортепиано, Лауреат Международных конкурсов Павел Шинкевич | фортепиано, Лауреат Международного конкурса Андрей Чудаков | альт, Лауреат Всероссийского и Международного конкурса Вера Тимофеева | музыковед, Заслуженный работник культуры России
250
МКЗ
+7-3822 51 61 95
11 - 19 понедельник - выходной
+7-3822 51 59 56
10 - 19 без выходных |