bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Русские народные песни. Кто их написал?
Но откроем песенник и прочитаем следующее: «Калинка» – мелодия и слова предположительно И. Ларионова, а «байкальская» песня – слова Дм. Давыдова. Так что же такое известная нам народная песня и кто ее создал?

XIX век
Для того чтобы ответить на вопрос, стоит заглянуть в историю. Конечно, история собирания русской песни началась не в 19 веке. В конце 18-го появились уже первые сборники. Уже тогда было ясно, что русская песня, бытовавшая в сельской местности, отлична от известного в городах авторского творчества. Ведь городская культура была привезена еще Петром из-за рубежа. И большинство сборников представляли народные песни в более понятной и близкой «западной» обработке.

Заложил основательный камень в переосмысление русской народной музыки М. Глинка. В середине 19 века он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен. Фантазия представляет собой обычную для западной музыки форму. А вот темы взяты народные. Таким образом, сложился подход к разработке народного творчества методами западной культуры.



Новая Россия

Интерес к русской песне в 60-х годах подогревался еще одним фактором, о котором редко вспоминают. О русской деревенской музыкальной культуре широко стало известно благодаря нарождавшемуся в России капитализму. Да, именно рост количества фабрик, освобождение крестьян в 1861 году от крепостной зависимости познакомили горожан с шедеврами народного творчества. По странному совпадению, отмена рабства в США после гражданской войны привела к появлению джаза – «народной» афро-американской музыке.

«Рабство» крестьян определялось прикреплением их к земле. От нее черпали они свое вдохновение. Когда их освободили от этого (выгнали, короче), они, взяв свои гусли и балалайки, хлынули в города (а вернее, пригороды-слободы) строить капитализм. А песня им строить и жить помогала.



Однако не стоит переоценивать капитализм в музыкально-просветительском плане. Западная «аккордовая» культура неслась в деревню и ранее. В 17 веке в церковной службе стало применяться так называемое партесное пение. Оно имело форму аккордового многоголосия.

К тому же помощь в гармонизации всей страны играла «усадебная культура» помещиков. Яркой иллюстрацией этого является «музыкальный» фрагмент из «Села Степанчикова» Ф. Достоевского. Там дворня развлекается по вечерам под звуки ансамбля, состоящего из двух балалаек, гитары, скрипки и бубна. Почти рок-ансамбль.

Детально обсуждается там и песня-пляска «Камаринская». Одноименная фантазия М. Глинки была написана в 1848, а книга Ф. Достоевского издана в 1859. Так что в книге обсуждалась довольна «свежая» информация.

Все песни, которые появились в авторском исполнении в 19 веке и сегодня воспринимаются как народные, относятся к «городской» музыкальной культуре. Они характеризуются активным инструментально-аккордовым сопровождением и рифмованным профессиональным стихом, который появился в период правления Петра. До него русская культура всего этого не знала и не делилась на деревенскую и городскую. И многоголосие этих песен чаще всего имеет аккордовую структуру, как в церковном партесном пении.
Эти авторские песни распространялись из уст в уста, так как основная масса населения при большой любви к музыке и неоспоримых талантах не знала музыкальной грамоты. Авторы забывались, а песни жили своей жизнью.

В те же годы возникла и частушка. Известный собиратель и пропагандист русского фольклора М. Пятницкий вначале относился к ней очень неодобрительно, называя крикливой.



Несмотря ни на что, деревенская музыкальная культура сохранилась фрагментарно и до сих пор. Она разительно отличается от привычной нам рифмованной и равномерно-акцентированной песни. Для непривычного уха она чужда и часто «неудобоварима». Человеку, воспитанному на иной музыке (когда-то заграничной), просто не за что зацепиться, не на что опереться. Но при этом многие авторы считают русские протяжные лирические песни венцом музыкальной культуры, и не только русской, но и мировой.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31746/