bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Маэстро Дмитрий ЛУЗИН: В музыке Андрея Петрова нет пошлости



Маэстро Дмитрий ЛУЗИН: В музыке Андрея Петрова нет пошлости


«А теперь танго из «Гаража». Начинаем с шести четвертного такта. Тромбон, смелее. И пошире», - Дмитрий Лузин, приглашенный дирижер из Барнаула, репетирует с Томским Академическим симфоническим оркестром концерт «Бывает все на свете хорошо…». В программе - музыка из любимых, культовых лент «Я шагаю по Москве», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс». Эти фильмы знакомы многим с самого детства, тем более, музыкантам. Но в профессиональной среде музыка в кино считается «легким» жанром, тем не менее, дирижер настаивает на внимательном чтении партитуры, просит духовых не спешить, а дождаться скрипок, добавить ярких красок….

- В музыке Петрова самое главное – детали. В них весь секрет, - говорит маэстро Лузин. - Для меня Андрей Петров, как и Микаэл Таривердиев, представитель так называемого советского барокко, классицизма. И это слышно во многих его партитурах: в его излюбленных тембрах, в том, что он любит клавишные, уделяет очень большое внимание клавесину, у него гитары – как лютни. В своих произведениях (даже эстрадного звучания) он ставит вечные вопросы. Недаром он писал песни на стихи сложных поэтов. В ХХ веке были Прокофьев, Шостакович, но был и Петров. Он олицетворяет третье направление – соединение легкой музыки и серьезный жанр.

- Когда вы впервые услышали музыку Андрея Петрова? С какими воспоминаниями она связана?

- Еще не отдавая себе отчет, что это Андрей Петров, я помнил его мелодии «У природы нет плохой погоды» и другие песни из кинофильмов. Знакомство с серьезным Петровым произошло в Москве, в 1986 году. Тогда мне было 10 лет, я с мамой пришел в Кремлевский дворец на спектакль «Пушкин. Размышления о поэте», который поставили знаменитые балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василёв. На меня спектакль произвел колоссальное впечатление. Во-первых, балет. Во-вторых, впервые увидел необычные инструменты, такие как виброфон. Я смотрел на оркестр и удивлялся!
Я помню балет «Сотворения мира» на музыку Петрова, который был поставлен в Екатеринбургском театре оперы и балета. Это была вторая постановка в СССР после Кировского театра, и ставил ее великий дирижер Евгений Колобов. Он дружил с Андреем Петровым. И он же поставил в Екатеринбурге оперу Петрова «Петр Первый».

Работая в Омском музыкальном театре, я дирижировал спектакль «О бедном гусаре замолвите слово». Это был один из любимейших моих спектаклей. Он очень непростой для дирижирования, и технически сложный – размеры меняются очень необычно, а главное – надо передать эмоцию. В Омске этот водевиль в 2006 году поставил Кирилл Стрежнев, ученик Владимира Воробьева. Этот спектакль до сих пор в репертуаре театра. Как известно, фильм Эльдара Рязанова в 1980 году был снят и положен на полку. И тогда композитор быстро переориентировался и создал на этом материале водевиль. В 1983 в Ленинграде его поставил Владимир Воробьев, главный режиссер Ленинградской музыкальной комедии. К спектаклю было дописано много новой музыки.

- И вот новая встреча с композитором. Какие эмоции она у вас вызывает?


- Сейчас, дирижируя номер из фильма «Человек-амфибия», вспоминал, что этот фильм впервые увидел лет в 9, и тоже был впечатлен. Будучи флейтистом в Нижнем Тагиле (по первому образованию я флейтист), играл сюиту из фильма в духовом оркестре. Это было начало 90-х.

- Сегодня наблюдается интерес к 60-м, соответственно и к музыке той эпохе, и к тому кинематографу. На ваш взгляд, почему это происходит?

- Потому что в этой музыке нет пошлости. Она несет вечные ценности.

- В череде городов, где вы работали или выступали, Томск возник впервые. Какое впечатление произвели на вас город, публика, оркестр?

- Публика у вас воспримчивая. Понял это еще на концерте Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Надеюсь, она примет и наш концерт. Оркестр очень отзывчивый, работает профессионально. А город… Наверное, самый красивый в Сибири. Это абсолютно искренне. Я много поездил, говорю ответственно. Меня он поразил. Чувствуется, что когда-то он был столичным.

ДОСЬЕ:
Дмитрий Лузин родился в Нижнем Тагиле Свердловской области. После окончания Нижнетагильского музыкального училища поступил в Уральскую консерваторию. Учился сначала на отделении хорового дирижирования, затем оперно-симфонического. С 1999 по 2002 посещал дирижерские семинары-мастер-классы Валерия Гергиева в Мариинском театре. Работал хормейстером в Екатеринбургском театре оперы и балета. Одновременно был дирижером в экспериментальном молодежном театре. С этим коллективом осуществил постановку оперы Бриттена «Поворот винта», которая была выдвинута по пяти номинациям на «Золотую маску» в 2003 году. Работал в Железногорске, Иваново, Новоуральске, Омске. С 2013 года является и. о. главного дирижера Симфонического оркестра государственной филармонии Алтайского края.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА