bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

На одной ноте со всей страной



На одной ноте со всей страной

Томская филармония стала частью Всероссийского виртуального концертного зала

29 ноября Камерный зал Томской филармонии принял прямую трансляцию концерта из Концертного зала им. П.И. Чайковского. В режиме он-лайн слушатели в 30 регионах России одновременно следили, как Академический оркестр Московской государственной филармонии под управлением маэстро Юрия Симонова и пианист Денис МАЦУЕВ исполняют произведения великих русских композиторов Глинки, Рахманинова, Чайковского.

По охвату аудитории концерт в прямом эфире во Всероссийском виртуальном концертном зале установил своеобразный рекорд. Ведущий концерта Петр Татарицкий, перечисляя территории, которые вошли в этот проект, назвал в том числе и Томск. С помощью IT-технологий томичи смогли ощутить дыхание Москвы, услышать те регионы, которые поддержали проект - Белгород, Хабаровск, Рязань, Улан-Удэ, Севастополь, Омск, Вологду, Якутск. Инициатором виртуального концертного зала, который бы объединил музыкальное пространство страны, два года назад выступил министр культуры РФ Владимир Мединский. Вместе с Ольгой Голодец, заместителем председателя правительства России, он приветствовал всех слушателей из Концертного зала им. Чайковского.

Ольга Голодец назвала открытие Всероссийского виртуального зала значительным событием Года культуры в России. «У нас есть хорошие коллективы, которыми мы гордимся. И наше лидерство даже на мировом пространстве никто не оспаривает. Но мы поставили себе другую задачу: наши шедевры, наше высокое исполнительское искусство должно быть доступно всей России. С открытием Всероссийского виртуального зала мы делаем еще один шаг навстречу российским слушателям. Я думаю, этот проект полюбится россиянам, у него будет своя, огромная аудитория, и он будет способствовать развитию нашей культуры в будущем».

Владимир Мединский видит перспективы развития виртуального концертного зала в создании новых филармонических площадок. Ведь конечная цель - привлечь к классической музыке жителей самых отдаленных поселков и деревень. «Музыка всегда объединяла людей, а информационные технологии помогают этому творческому единению». Прямой эфир позволил министру культуры Российской Федерации обратиться сразу к главам регионов, чтобы те внимательно отнеслись к новой форме продвижения музыке - к Всероссийскому виртуальному концертному залу - и софинансировали этот проект.

После трансляции открытия виртуального зала Павел Волк, начальник департамента по культуре Томской области, заметил, что «технология доставки культурного продукта известна и опробована в Томске не раз, но она требует наличия серьезных финансовых затрат». Он обещал оборудовать и Большой концертный зал, и Органный зал филармонии, и другие залы Томска, если будут выделены средства. «Виртуальный концертный зал в Томской области открывает большие возможности для жителей региона. Я рад, что Томская филармония вошла в эту концертную сеть, и тем самым - в единое информационно-культурное пространство РФ», - признался он.

По мнению Марины Шериной, директора Томской областной филармонии, эффект совместного прослушивания музыки в виртуальном зале намного больше, чем дома, через персональный компьютер. «Самое ценное в идее - когда люди вместе переживают одну и ту же эмоцию, и могут потом обсудить услышанное», - считает она. Для создания условий такого прослушивания техническая сторона вопроса имеет первостепенное значение. «В будущем наш виртуальный концертный зал я вижу так: экран во всю стену, полноценный объемный звук, чтобы мы создали эффект присутствия на концерте, - рассказывает Марина Шерина. - Тем не менее, все, что мы видели во время он-лайн трансляции, - хорошо. Музыканты Томского симфонического оркестра уже обсуждают качество звука и изображения, и работу московских коллег».

Открытие Всероссийского виртуального концертного зала ставит новые задачи перед Томской областной филармонией. Во-первых, технически оснастить БКЗ качественной профессиональной звукоснимающей аппаратурой, чтобы можно было не только принимать сигнал, но и транслировать его в столицу, то есть снимать концерты Томского Академического симфонического оркестра. А для этого нужна студия и квалифицированные специалисты. Во-вторых, установить партнерские отношения со всеми муниципалитетами, чтобы создать филармоническую сеть виртуальных залов. В-третьих, привлечь новую аудиторию в эти залы, в том числе студентов томских вузов, техникумов и колледжей. Именно молодежи, прежде всего, будут адресованы концерты, которые будут начинаться в 19.00 по московскому времени (и в 22.00 по томскому). В афишу будущих концертов будут постепенно включены все 250 записей выдающихся дирижеров, исполнителей и коллективов, которыми сегодня располагает Московская филармония.

Главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко признал, что первый опыт прослушивания музыки в виртуальном зале завершился успешно. «Я часто бываю в Московской филармонии, и, мне легко было додумать, что я присутствую прямо там, трансляция дала возможность ощутить эффект присутствия в благодаря качественному изображению. Теперь надо добиваться качество звука, чтобы приближать звучание в нашем виртуальном зале к акустике Концертного зала им. Чайковского. Сама идея хороша тем, что, кроме возможности услышать лучших исполнителей, для нас, профессионалов, дает возможность побывать на мастер-классах столичных мэтров, не выезжая за пределы области. Это здорово. А если бы была возможность еще и задать вопрос удаленному мэтру - совсем интересно».

Первые слушатели, пришедшие 29 ноября в Камерный концертный зал, были рады не только увидеть и услышать Дениса Мацуева и Академический симфонический оркестр Московской филармонии, но и обрести единомышленников. Некоторые предложили и в Томске перенять опыт у Венской оперы - слушать музыку с бокалом шампанского в руке.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Яков АНДРЕЕВ