На одной ноте со всей страной Томская филармония стала частью Всероссийского виртуального концертного зала
29 ноября Камерный зал Томской филармонии принял прямую трансляцию концерта из Концертного зала им. П.И. Чайковского. В режиме он-лайн слушатели в 30 регионах России одновременно следили, как Академический оркестр Московской государственной филармонии под управлением маэстро Юрия Симонова и пианист Денис МАЦУЕВ исполняют произведения великих русских композиторов Глинки, Рахманинова, Чайковского.
По охвату аудитории концерт в прямом эфире во Всероссийском виртуальном концертном зале установил своеобразный рекорд. Ведущий концерта Петр Татарицкий, перечисляя территории, которые вошли в этот проект, назвал в том числе и Томск. С помощью IT-технологий томичи смогли ощутить дыхание Москвы, услышать те регионы, которые поддержали проект - Белгород, Хабаровск, Рязань, Улан-Удэ, Севастополь, Омск, Вологду, Якутск. Инициатором виртуального концертного зала, который бы объединил музыкальное пространство страны, два года назад выступил министр культуры РФ Владимир Мединский. Вместе с Ольгой Голодец, заместителем председателя правительства России, он приветствовал всех слушателей из Концертного зала им. Чайковского.
Ольга Голодец назвала открытие Всероссийского виртуального зала значительным событием Года культуры в России. «У нас есть хорошие коллективы, которыми мы гордимся. И наше лидерство даже на мировом пространстве никто не оспаривает. Но мы поставили себе другую задачу: наши шедевры, наше высокое исполнительское искусство должно быть доступно всей России. С открытием Всероссийского виртуального зала мы делаем еще один шаг навстречу российским слушателям. Я думаю, этот проект полюбится россиянам, у него будет своя, огромная аудитория, и он будет способствовать развитию нашей культуры в будущем».
Владимир Мединский видит перспективы развития виртуального концертного зала в создании новых филармонических площадок. Ведь конечная цель - привлечь к классической музыке жителей самых отдаленных поселков и деревень. «Музыка всегда объединяла людей, а информационные технологии помогают этому творческому единению». Прямой эфир позволил министру культуры Российской Федерации обратиться сразу к главам регионов, чтобы те внимательно отнеслись к новой форме продвижения музыке - к Всероссийскому виртуальному концертному залу - и софинансировали этот проект.
После трансляции открытия виртуального зала Павел Волк, начальник департамента по культуре Томской области, заметил, что «технология доставки культурного продукта известна и опробована в Томске не раз, но она требует наличия серьезных финансовых затрат». Он обещал оборудовать и Большой концертный зал, и Органный зал филармонии, и другие залы Томска, если будут выделены средства. «Виртуальный концертный зал в Томской области открывает большие возможности для жителей региона. Я рад, что Томская филармония вошла в эту концертную сеть, и тем самым - в единое информационно-культурное пространство РФ», - признался он.
По мнению Марины Шериной, директора Томской областной филармонии, эффект совместного прослушивания музыки в виртуальном зале намного больше, чем дома, через персональный компьютер. «Самое ценное в идее - когда люди вместе переживают одну и ту же эмоцию, и могут потом обсудить услышанное», - считает она. Для создания условий такого прослушивания техническая сторона вопроса имеет первостепенное значение. «В будущем наш виртуальный концертный зал я вижу так: экран во всю стену, полноценный объемный звук, чтобы мы создали эффект присутствия на концерте, - рассказывает Марина Шерина. - Тем не менее, все, что мы видели во время он-лайн трансляции, - хорошо. Музыканты Томского симфонического оркестра уже обсуждают качество звука и изображения, и работу московских коллег».
Открытие Всероссийского виртуального концертного зала ставит новые задачи перед Томской областной филармонией. Во-первых, технически оснастить БКЗ качественной профессиональной звукоснимающей аппаратурой, чтобы можно было не только принимать сигнал, но и транслировать его в столицу, то есть снимать концерты Томского Академического симфонического оркестра. А для этого нужна студия и квалифицированные специалисты. Во-вторых, установить партнерские отношения со всеми муниципалитетами, чтобы создать филармоническую сеть виртуальных залов. В-третьих, привлечь новую аудиторию в эти залы, в том числе студентов томских вузов, техникумов и колледжей. Именно молодежи, прежде всего, будут адресованы концерты, которые будут начинаться в 19.00 по московскому времени (и в 22.00 по томскому). В афишу будущих концертов будут постепенно включены все 250 записей выдающихся дирижеров, исполнителей и коллективов, которыми сегодня располагает Московская филармония.
Главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко признал, что первый опыт прослушивания музыки в виртуальном зале завершился успешно. «Я часто бываю в Московской филармонии, и, мне легко было додумать, что я присутствую прямо там, трансляция дала возможность ощутить эффект присутствия в благодаря качественному изображению. Теперь надо добиваться качество звука, чтобы приближать звучание в нашем виртуальном зале к акустике Концертного зала им. Чайковского. Сама идея хороша тем, что, кроме возможности услышать лучших исполнителей, для нас, профессионалов, дает возможность побывать на мастер-классах столичных мэтров, не выезжая за пределы области. Это здорово. А если бы была возможность еще и задать вопрос удаленному мэтру - совсем интересно».
Первые слушатели, пришедшие 29 ноября в Камерный концертный зал, были рады не только увидеть и услышать Дениса Мацуева и Академический симфонический оркестр Московской филармонии, но и обрести единомышленников. Некоторые предложили и в Томске перенять опыт у Венской оперы - слушать музыку с бокалом шампанского в руке.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА Фото: Яков АНДРЕЕВ
|