bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Музыка из компьютерных игр для симфонического оркестра



Мне довелось побывать на одном из самых необычных концертов за последнее время в  БКЗ Томской филармонии, где сегодня звучали мелодии из японских компьютерных игр и аниме. Final Fantasy, Dragon Quest - громкие названия, и пусть не вся программа была знакома (а там было много чего - Кейки Кобаяси | фрагменты саунд-трека к игре «Ace combat 5 The Unsung War», Нобуо Уемацу | «Занарканд» из игры Final Fantasy Ⅹ, «Вода» из игры «Blue Dragon», Коити Сугияма | Рондо из игры «Dragon Quest Ⅲ», «Небесный замок» из игры «Dragon Quest Ⅳ», Нобуо Уемацу | Фрагменты сюиты из музыки к игре «Final Fantasy Ⅶ» и др.), интересно было послушать что-то, отличное от классики и джаза, народной музыки, авангардных произведений, тем более, если интересуешься играми. Ещё за неделю до концерта мои друзья купили билеты, и мы возбуждённо обсуждали, как здорово будет услышать знакомые мелодии в непривычном антураже.



Мы даже не знали, насколько были правы. Когда в Большом Концертном Зале зазвучала первая строчка опенинга Neon Genesis Evangelion, ощущалось и смущение, и предвкушение. Слушатели волновались не меньше исполнителей: ведь милые сердцу темы так страшно отдать на суд непричастных, так хочется, чтобы всё было идеально.

Поэтому интересно было не только слушать, но сопереживать, наблюдая: как интересные оркестровки или темы, изначально предназначенные для симфонического исполнения, воспринимаются неискушёнными людьми, привыкшими не к строгим залам, а к уютному креслу и освещающему тёмную комнату экрану. Ни разу, наверное, так много внимания слушатели не обращали друг на друга. Единение, к которому так стремятся люди, увлекающиеся редкими вещами, люди, которые принадлежат к определённой субкультуре, было достигнуто.



Завсегдатаи классических концертов, неискушённые в культуре отаку, не проводящие часов за прохождением квестов, тоже были удивлены и обрадованы - ведь марши, сопровождающие битвы, умиротворяющие мелодии картин мирной жизни чудесных вселенных обладают сложностью музыкального построения и гармонии, сравнимой с любым симфоническим произведением. Особенно если учесть, что многие композиторы, пишущие музыку к играм - Коити Сугияма, например, начинали с классики.

Концерт стал встречей двух миров, с удивлением и радостью знакомящихся друг с другом. Гости из Японии - дирижёр Кенити Симура, флейтист Кодзи Хонда, скрипачка и концертмейстер Нобуко Огасавара и даже наша соотечественница Евгения Давидюк уже не первый год дают концерты игровой музыки в рамках программы Game Symphony Japan. Томский академический симфонический оркестр сделал это впервые - и с блеском.



В конце - небольшое пояснение: японская популярная культура завязана на отаку - людях, готовых отдать за увлечение аниме, мангой и компьютерными играми если не жизнь, то очень много денег. Поэтому границы между традициями, строгой классикой и миром увлекающихся людей в Японии легко размываются - ведь всё нужно делать хорошо, особенно то, что дорого столь многим. (И таким образом становится объяснимым такое явление, например, как манга по романам Достоевского). Кроме того, есть и общий тренд - если раньше, когда только появились сотовые телефоны, например, на них обязательно были симфонии Моцарта, то теперь музыка из популярных фильмов и игр приходит в концертные залы. Приходит - и выигрывает.



Автор текста: Галина Веснина
Фото: Gray (cg.tomsk.ru) и Zetth (wiiu.pro)