bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Мифическая Мария Каллас
жившее в стародавние времена. На самом же деле она была практически нашей современницей, только прожившей непростую и, можно даже сказать, драматическую жизнь.

Мария Калласс (настоящее имя – Сесилия София Анна Мария Калогеропулос) 1923-1975 греческая оперная певица

Необыкновенный талант Марии Каллас проявился еще в раннем детстве. Несмотря на небольшой достаток, родители, греческие эмигранты, жившие в Нью-Йорке, решили дать ей певческое образование. В 1937 году вместе с матерью она приезжает на родину и поступает в одну из афинских консерваторий «Этникон Одеон» к известному педагогу Марии Тривелла.


Под ее руководством Каллас подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию – роль Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Столь знаменательное событие произошло в 1939 году, который стал своеобразным рубежом в жизни будущей певицы.


Она переходит в другую афинскую консерваторию – «Одеон Афион», в класс выдающейся колоратурной певицы испанки Эльвиры де Идальго, которая завершила шлифовку голоса и помогла Каллас состояться как оперной певице, по ее же рекомендации Каллас получает ангажемент в Афинскую оперу, где работает в 1942-1945гг, постепенно начиная осваивать ведущие оперные партии.


Ведь в голосе Каллас заключалась гениальная «неправильность». В среднем регистре у нее слышался особый приглушенный, даже как бы сдавленный тембр. Знатоки вокала считали это недостатком, а слушатели видели в этом особое очарование.  Не случайно говорили о магии ее голоса, о том, что она завораживает аудиторию своим пением. Сама певица называла свой голос «драматической колоратурой».


Открытие Каллас произошло 2 августа 1947года, когда никому не известная двадцатичетырехлетняя певица выступила на сцене «Арен ди Верона», самого большого в мире оперного театра под открытым небом, где выступали почти все выдающиеся певцы и дирижеры 20 века. Летом здесь проводится грандиозный фестиваль, во время которого и выступила в 1947 году Каллас в заглавной роли в опере Понкъелли «Джоконда».


Спектаклем дирижировал Туллио Серафин, один из лучших дирижеров итальянской оперы. И вновь личная встреча определяет судьбу певицы.
Серафино приглашает Калласс в венецианский театр «Ла Фениче», где под его руководством она исполняет заглавные партии в операх «Турандот» Дж.Пуччини и «Тристан и Изольда» Р.Вагнера.

Казалось, что в оперных партиях Каллас проживает кусочки своей жизни. Одновременно она отражала и женскую судьбу вообще, любовь и страдания, радость и печаль. Именно драматичность таланта Каллас притягивала к ней крупных художников 20 века.


Она снялась, например, у режиссера Пьера Паоло Пазолини в фильме «Медея». Он очень интересно писал о манере игры актрисы: "Я  видел Калласс, современную женщину, в которой жила древняя женщина, странная, магическая, с ужасными внутренними конфликтами".


Поставив для Каллас  «Сомнамбулу» В.Беллини, другой великий итальянский режиссер – Л. Висконти – хотел, чтобы она сыграла в кино библейскую Сару.

Первоначально судьба певицы на сцене складывается весьма успешно. По совету Т. Серафина она исполняет партию Эльвиры в «Пуританах» В. Беллини, считавшуюся обычно одной из самых значимых в репертуаре колоратурных сопрано. Именно Калласс смогла возродить считающуюся необычайно трудной для певцов бельканто роль Анны Болейн в опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур».


Быстро осваивая все новые и новые партии, она выступает в Европе, Южной Америке, Мексике. Перечень ее ролей поистине невероятен – от роли Изольды в опере Вагнера и Брунхильды в операх Глюка и Гайдна до распространенных партий своего диапазона – Джильды, Лючии в операх Верди и Россини.
Каллас называли возродительницей стиля лирического бельканто.

Примечательна ее интерпретация роли Нормы в одноименной опере Беллини. Каллас считается одной из лучших исполнительниц этой роли. Вероятно, осознавая свое духовное родство с этой героиней и возможности своего голоса, она пела эту партию на многих своих дебютах – в «Конвент Гарден» в Лондоне в 1952 году, затем на сцене «Лирик Опера» в Чикаго в 1954году, и, наконец, в «Метрополитен Опера» в Чикаго в 1956 году.


В самом знаменитом театре мира – миланском «Ла Скала» — Калласс появилась в 1951году, исполнив партию Елены в «Сицилийской вечерне» Дж.Верди.
Именно на сцене этого театра были испонены ее самые знаменитые партии в «Медее» Л. Керубини, в «Весталке» Дж. Спонтини и в «Сомнамбуле» В. Беллини. Восторженные зрители наградили Калласс титулом «ЛА Дива» — Божественная, который сохранился за ней и после смерти.


На протяжении 17 лет Каллас пела практически не жалея себя. Она исполнила около 40 партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, она непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, выступала на радио и телевидении.

В жизни у нее разворачивался роман с известным греческим миллиардером Аристотелем Онасисом.


Они сходились и расходились, Каллас даже собиралась родить ребенка, но не смогла его сохранить. Однако их взаимоотношения так и не закончились браком, во многом по расчету Онассис женился на вдове президента США Дж. Кеннеди Жаклин.

Последнее десятилетие своей жизни Калласс прожила очень трудно. В 1965 году из-за постоянных  нервных стрессов и перенапряжения она была вынуждена оставить сцену. Последние годы певица жила в Париже. У нее не было детей, она была чрезвычайно одинока, и не хотела дожидаться старости.


Вероятно, сложное психологическое состояние, в котором она находилась долгое время, и стало одной из причин ее самоубийства.

В 1996 году в Париже была поставлена американская пьеса «Посмешище», где известная французская актриса Ф. Ардан сыграла М.Каллас перед самоубийством. Экранизация различных эпизодов из жизни певицы в фильмах «Мелодия Венского леса», и в «Онассис» превратила ее жизнь в легенду.


Интересно, что в России в память о величайшей певице и актрисе в 1996 году был устроен специальный концерт на сцене Большого театра, где известные исполнители спели самые выдающиеся партии из репертуара Каллас. В ее честь играл композитор М. Теодоракис и танцевала И. Лиепа.

http://www.gelengreek.ru/gretsija/covremennye_predstaviteli_grechesokjj_kultury/marija_kallass/