bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Маэстро Немирович-Данченко: «Чайковского не отменят никогда»



Маэстро Немирович-Данченко: «Чайковского не отменят никогда»


Рост - выше среднего, в очках и сером свитере с прической научного сотрудника, да еще и приехал из Новосибирска. Хотя родом из Томска, начинал учиться в Томске, в музыкальном училище (сегодня его называют колледжем), но в итоге окончил консерваторию в Новосибирске. Сегодня там и живет. Словом, Денис совсем не похож на дирижера. И фамилия у него совсем не музыкальная, а театральная - Немирович-Данченко. Но каждое утро, ровно в десять утра он занимает место за дирижерским пультом и начинает репетицию.

Немирович-Данченко Денис

25 января под его управлением Томский Академический симфонический оркестр будет исполнять произведения Чайковского. В том числе и фрагмент из оперы «Евгений Онегин» - Письмо Татьяны. Совпадение Татьяниного дня и дня концерта мы сочли интересным поводом для знакомства.

- У вас интересный метод работы с оркестром. С десяти репетируете со струнниками. С двенадцати - с духовиками…

- И отдельно, с вокалистами. Просто я хотел сначала послушать струнников. А с вокалистами под рояль - это традиция. Когда я работал в Новосибирском театре оперы и балета, то привык к такому режиму. Тем более, в этой сцене есть много условностей, и на оркестре выяснять с вокалисткой их не стоит. К тому же, с оркестром придется тоже многое выяснять. Коллектив мне знаком. Первый раз мы вместе работали над программой весной минувшего года. Я рад, что меня пригласили «на Чайковского».

- На этом концерте, возможно, будет много Татьян и студентов. По крайней мере для них есть льготы - 25-процентная скидка на билеты в честь Татьяниного дня. А что для вас этот праздник?

- Не то, чтобы этот праздник мне чужд, просто мы в студенчестве не отмечали Татьянин день. 25 января для меня больше ассоциируется с днем рождения Владимира Высоцкого. Хотя, конечно, я поздравлю мою тетю Таню с именинами.

А в концерте «Чайковский» – на первом месте для меня не Татьяна и не студенчество, а Петр Ильич. Потому что масштаб его личности настолько велик, что он затмевает все. Праздник студенчества могут отменить, а Чайковского не отменят никогда.

- Считается, что в опере «Евгений Онегин» (1878) Чайковский впервые воплотил свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей и создал уникальный образец «лирических сцен».

- Во время работы над «Евгением Онегиным», начал сочинять Четвертую симфонию. И в это время у него случилась первая попытка суицида. Он зашел в реку, долго стоял, надеясь простыть и умереть. Конечно, обострение в личной жизни (этот период пришелся на его неудачную женитьбу) композитор перенес в музыку. Сцена письма - это живой разговор. Все мелодические сочетания, гармонические проведения - живая ткань переживаний юной Татьяны. Ей 17 лет. У Пушкина: «Пришла пора она влюбилась». Но она не знает, как Онегин поступит. И в сцене письма Татьяна грезит о любви. Она видит воображаемую картину возможной встречи, желанного счастья. Все, что переполняет Татьяну, настолько чисто, настолько неземное, что не хочется из этого состояния выходить. Но жизнь так устроена: все проходит, все меняется. И сила музыки Чайковского такова, что ты как будто находишься в каком-то действии, видишь себя в нем. В этой музыки и страсть, и драматизм.

- Первые впечатления от чтения романа Пушкина были такими же сильными?

- Ой, как давно это было. Хотя читал не в школе, а позже. Вообще, часто и много перечитываю Пушкина. Потому что получаю наслаждение от его высокого стиха, от его фразы, от его юмора, который есть и в «Онегине». Мне интересен сам стиль, язык Пушкина. Вот вы затронули тему Татьяниного дня… А ведь в студенческие годы любовь и влюбленность, о чем повествует сцена письма Татьяны – это самое сильное чувство, это то, что больше всего волнует молодого человека, занимает его мысли. Когда ты становишься взрослее, конечно, любишь, но так, как в юности.

- Не по этой ли причине захотели поработать над программой - чтобы пережить волнения юности?

- Не знаю. Просто хочется играть хорошую музыку. Особенно с Томским симфоническим оркестром.

- Томск для вас - город детства, город юности. Где вы учились? У кого? Почему музыка стала вашей судьбой, а дирижирование - профессией?

- Общее образование получил в 12-й школе, а музыкальное - в Томском музыкальном училище, где начинал учиться на фортепианном отделении. Поступал к Елене Александровне Фефеловой. Потом учился у Владимира Ерилова, а джазовым стандартам - у Дмитрия Николаевича Ерилова. Мой путь в музыку определила мама. Она отдала в музыкальную школу. На фортепиано. Все как-то закрутилось, завертелось, и продолжается до сих пор. Первые опыты дирижирования приобрел в Томске, но осознал, что такое дирижер только в Новосибирске, на уроках Арнольда Каца. Буквально первый урок перевернул во мне все. Я понял, что хочу заниматься дирижированием. Но поучиться у Каца не удалось.  Зато я сейчас учусь у его ученика - Вячеслава Ивановича Прасолова на отделении оперно-симфонического дирижирования. Это мое второе поступление в Новосибирскую государственную консерваторию. Работаю дирижером в Театре музыкальной комедии и учусь на 3 курсе. Вот недавно отметил "медиану".  

- Вас, наверное, при каждом знакомстве спрашивают, не родственник ли вы «тому самому» Немировичу-Данченко? Не хотели бы взять псевдоним?

- Нет. Уже привык. - У «того», у Владимира Ивановича, своих детей не было, насколько мне известно. Но у него был брат, Василий Иванович. Достаточно известная личность, писатель. Одно время был более известен и популярен, чем его брат, создавший со Станиславским МХТ. Книги Василия Немировича-Данченко хранились даже в личной библиотеке Николая Второго. Но в 1917 году он эмигрировал. А как поступали с покинувшими Советскую Россию? Правильно, вычеркивали из истории. Так вот, ходят слухи, что мы к этой ветви имеем какое-то отношение. Но я бы воздержался от комментариев, а то прочитают родственники... Извините, я оставлю вас. Пора на репетицию.

…. Странные они, эти оркестровые репетиции. Совсем не похожи на театральные. Начинаются с цифры. Дирижер, обращаясь к музыкантам, говорит: «С 26-й цифры, пожалуйста…». И только-только ты, невольный слушатель, начинаешь уплывать на волне музыки Чайковского, как дирижер делает свой характерный жест, будто комкает музыку, и она обрывается. А дирижер и за ним оркестр начинают совсем другой фрагмент, из другого произведения. И вот так отрабатываются сложные места. К счастью, у меня и у томских слушателей есть возможность услышать произведения Петра Ильича Чайковского. Свидание назначено: в 18.00 25 января в Большом концертном зале.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.