bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Танец рук Екатерины Бирюковой
 

Нильс был похож и в то же время не похож на заколдованного мальчика из старого советского мультфильма. Из-под рук Екатерины Бирюковой выходил мальчик с еще более задиристым чубом, но с более мягкими чертами лица. Ведь он был песочным. И гном, который уменьшил Нильса до своего размера, тоже был песочным. И тоже мало ходил на того гнома-спортсмена из мультика. Хотя именно к мультфильму 1955 года апеллировали создатели музыкальной сказки.

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» - это одиннадцатая сказка в рамках филармонического цикла «Сказки с оркестром», которую проиллюстрировала художница из студии StART Екатерина БИРЮКОВА.

Премьера "Сказки с оркестром: Путешествие Нильса с дикими гусями" состоялась 22 февраля 2015 года на сцене БОЛЬШОГО КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА Томской филармонии. За дирижерским пультом - маэстро Владимир Сапожников, под его управлением Томский Академический симфонический оркестр исполнил музыку Э. Грига, Ф. Мендельсона, А.Дворжака, Б. Сметаны. Текст сказки Сельмы Лагерлёф читал актер Андрей Колемасов





После концерта общение художницы Екатерины Бирюковой и юных зрителей продолжилось. Маленькие слушатели подходили к ее столу и тоже пытались рисовать на песке. Когда не получалось, они призывно глядели на Катю. Дескать, помоги, раскрой, в чем секрет.

- «Нильс» – очень интересный проект, - говорит художница. - Режиссер Вера Тимофеева предложила мне придерживаться изображения советского мультика. И я согласна: там достаточно мягкие образы. Но, как любой художник, я добавлю что-то от себя. Иначе скучно будет.

Екатерина затрудняется посчитать сколько всего образов вышло из-под ее рук за три года сотрудничества с Томской филармонией. Творит, творит, а от ее рисунков остаются только воспоминания. Ведь они рождаются и исчезают на глазах у зрителя.


ОЛЕНЬ НА МАНКЕ

Первые рисунки Катя нарисовала на обоях, как впрочем, и большинство детей.

- Мне просто хотелось рисовать, но у меня не получалось, - рассказывает она. - Было обидно и возникло настойчивое желание, из упрямства – научиться рисовать, как старший брат.
 
Когда брата отдали в художественную школу Северска, Катя увязалась «хвостиком» за ним. Сидела рядом и училась глазами. Пока преподаватель по живописи Зинаида Черкашина не сказала: «Сдавай мне экзамены, и мы будем с тобой работать». Будущему художнику динамического рисунка было в ту пору десять лет. После окончания "художки" Екатерина Бирюкова поступила в Институт искусств и культуры ТГУ, училась у Виктора Мухаметшина.



Однажды по телевизору показывали «В мире животных». Катин глаз зацепился за песочную анимацию. То, что делали на экране, девушке показалось невероятно сложным. Вопрос, как это делается, заставил искать ответ и вскоре привел ее в студию песка.

- Перед тем, как предложить свои услуги, я потренировалась рисовать оленя на манке, потому что песка под рукой не оказалось. И поняла, что сталкиваюсь с трудностями как рисовальщик. Сыпучий материал требует иную технику. Здесь надо видеть объект целиком и уметь его так вычистить, чтобы в силуэте появилась пластика. Чтобы любое живое существо было живым и понятным. Придя в студию, показала оленя на манке. Больше я тогда ничего не умела.

Руководителям студии Катины рисунки понравились, и они приняли ее на работу. Ощутив уже не манку, а песок под руками художница начала экспериментировать со светом и материалом, чтобы понять,как работают светотени, различные броски, пятна. Она старалась выжать из песка все возможности, которые он может дать.

ПЕСОЧНЫЙ ГИПНОЗ


- Песок вбирает энергетику человека в себя. Наверное, это прозвучит как-то странно, но я верю: песок все чувствует, - признается Екатерина. - Если у меня неспокойное, хаотичное настроение, то он не ложится, начинает магнитить, капризничать!.. Если настроилась, то рисунки сами рождаются. Так что песочная анимация требует хорошего настроения.

Кто спорит?! Вспомните свои рисунки на песке: несознательные в детстве и импульсивные в моменты влюбленности. Но, когда волна стирает нарисованное тобой солнышко, «картину» не жалко. Когда же на твоих глазах художник создает шедевр, а через минуту он растворяется, хочется остановить мгновение. Или хотя бы зафиксировать на камеру.

- Песок приучает к отказу от материального мира. А мы так цепляемся за него, так хотим что-то оставить себе... А не надо. Надо отказаться от всего и стать свободным, а значит, и более счастливым.

- Этому учитесь у песка?

- Да. Каждый раз, когда убираю рисунок, я чувствую, точнее - я знаю, что в следующий раз сделаю лучше. И каждый раз лучше, лучше, и лучше…



Искусство рисовать песком Екатерина Бирюкова постигала самостоятельно. Поэтому у нее нет штампов. И ее творческий почерк существенно отличается от тех художников, которые прошли школы Москвы или Питера. Даже стол, на котором она работает, создан специально под нее - больше стандартных размеров, чтобы Екатерина могла сделать красивые подробности, а зритель увидел детали. И люминесцентные лампы рассеивают свет так, чтобы создать ровное световое «полотно».



Работу с песком Екатерина Бирюкова сравнивает с графикой. Поэтому в каждом проекте она пытается найти песочный эквивалент трем элементам графики – точке, линии, пятно.

- Первый этап – рисуешь пальцем на стекле. Там ты действуешь контурной линией, можно провести толстую, а потом тонкую, а потом еще тоньше. Но интереснее работать с пятном. Пик мастерства – когда делаешь одним махом объемную форму. Когда с одной стороны вычищаешь и делаешь переход плавный песка, чтобы получилось реалистично. Причем мое стремление вырасти как профессионала – чтобы я могла кинуть песок так, прикрыв некоторые места руками, и у меня уже появился образ. И понимаю, сколько мне нужно учиться у этого же песка!

А еще песочная анимация похожа на теневой театр, считает Екатерина. Потому, что надо работать с освещением. Уметь владеть тенью и светом. Понимать, как свет создает рисунок камерный, уютный.

Движение рук, постоянно меняющаяся картина на экране завораживает. Глядя на экран, ты, как ни странно, лучше воспринимаешь музыку.

- Это песочный гипноз. Когда внимание сосредоточено на руках, они и гипнотизируют. Текучесть, сыпучесть материала тоже гипнотизирует. Когда я вхожу в транс, то и зрители за мной. Сама выхожу из транса – и зрителей вывожу.

ДЕЛИКАТЕС С ЯЗЫКОМ ЭНШТЕЙНА



…Под рождественскую песню «Stille Nacht» («Ночь тиха, ночь свята») на экране появляется ангел, потом на его белые крылья Екатерина сыплет струйки песка, поправляет пальцем контур, бросает еще щепотку, потом отодвигает ребром ладони лишнее - и вот уже зрители видят, как на крыльях ангела проступают лики Марии и Иосифа. Решительное движение руки, струйка песка, несколько быстрых точечных движений, палец ведет одну линию, другую потоньше – и у колыбели с младенцем появляются животные.

«Рождественский вертеп» - один из последних проектов Томской филармонии и первый, в котором Екатерина Бирюкова работала со взрослой литературой. И слово было не столько художественным, сколько мистериальным. А начиналось все со «Щелкунчика» в конце 2011 года.

- Когда пригласили в филармонию, был страх и любопытство, - вспоминает Катя. - Но на первом представлении испытала кайф! Оркестр играл музыку Чайковского из «Щелкунчика», а текста не было. Зато было живое общение с детьми. Они задавали вопросы, я им отвечала. «О, это у вас веточка? – Да. – И свечки на ней? - Да». Перед вторым представлением дирижер сказал, что добавит 20 минут музыки. И вот здесь у меня началась паника. Надо эти 20 минут заполнять рисунком! Получается, что я рассказываю сказку вместо чтеца. Подсказывать-то не кому, когда переходить от одного сюжета к другому, когда закончится музыка.



И был один момент: я уже закончила рисовать, но остался еще один кусочек музыки. И тогда меня осенило: нужно вернуться к первой картинке, с которой все начиналось. И вот на этот раз я поняла, как нужно внимательно слушать музыку. Ведь по музыке понятно, где она начинается, а где идет развитие темы. И уши мои начали работать. И голова тоже.

Самый сложный этап - эскизный, когда образ еще рождается под влиянием музыки, текста, режиссерской концепции и внутреннего ощущения характера героев.

- Не факт, что на экране эти сюжеты будут такими же, как в эскизе. Рука может пойти по-другому, и персонаж уже не тот, что на листке. Рисуя на бумаге, я понимаю, как делать. Потом пробую в песке. В итоге иногда возникает такое ощущение, что руки сами танцуют под музыку, она подсказывает, что делать, куда руки вести. Получается танец рук.

В программе «Алиса в стране чудес» звучит разная музыка. Прежде всего, музыка Сергея Прокофьева – невероятная, сказочная, волшебная. Это его Классическая симфония, симфония №7, фрагменты из балета «Золушка» и оперы «Любовь к трем апельсинам», а также Простая симфония Бриттена и УвертюраБернстайна к оперетте «Кандид». «Эта разная музыка определила новую трактовку сказки», - уверяет Екатерина Бирюкова. Например, новый образ Черширского кота подсказал мягкий звук деревянных духовных инструментов - гобоя и кларнета. И зрители увидели кота, которого одни назвали хитрым, а другим он показался наивным, этаким «дурачком».

Работая над образом грустного Деликатеса, художница вспомнила фотографию Энштейна, где великий физик показывает язык, и ей захотелось соединить и озорного ученого с грустной рыбой, чтобы показать замудренность Деликатеса.

Вместе с музыкой текст художнику подсказывает образ.Сказка математика Кэрролла заразила Бирюкову легким сумасшествием, и ей захотелось всем персонажам нарисовать сумасшедшие глаза, а мимику сделать чуть глуповатую, но в то же время с заумью. Чтобы даже малыши поняли, что у всех героев этой сказки на уме проказы, и у всех «мудреное мышление». - Но до сих пор не могу найти королеву в «Алисе», - признается Екатерина. – Она каждый раз разная: то острая, то пухлая, то наглая, то с большим ртом, с отвисшей губой, с большими щеками, то крючковатая, как старуха. Хотела сделать ее похожей на героинь Фаины Раневской, но подходила только Мачеха из «Золушки», а в остальном Фаина Георгиевна - слишком милая женщина.Я не знаю, чем кончится. Вот с королем какая история вышла. Образ нашла уже на премьере в ноябре, а на январской репетиции он у меня попал в немилость. Зародились сомнения, и захотелось все переделать.

Да и сама главная героиня сказки Льюиса Кэрролла изменилась уже во втором показе. Если на премьере очередной «Сказки с оркестром», Алиса была похоже на 9-10 летнюю девочку, в то в январе ей уже было 4-6 лет. Потому что Екатерина решила сделать ее чудной девочкой, которые от кроликов в восторге пищат и мечтают их потискать. Правильно или не правильно найден образ, Бирюкова сверяет по впечатлению семилетнего сына. Если сын может рассказать, что ему понравилось, значит, образ найден верно.
Хаос – высший порядок. В этом заключен философский смысл сказки. К такому выводу приходишь прослушав музыкальную сказку с песочными иллюстрациями Бирюковой.

- Рисунок не должен быть схемой. Я против штампов, против одинаковости. Но все песочные анимации, что я видела у других - схематичны, а я хочу, чтобы люди не устали от одинаковости. Да, проще рисовать одинаковую собачку. Но на десятой собачке ты скиснешь. Или собачка скиснет.

СВОЙ СУТЕЕВ

- Катя - удивительный и уникальный человек, - говорит о художнице Бирюковой режиссер и автор проекта «Сказки с оркестром», музыковед Вера Тимофеева. - Я отдаю должное ее таланту, ее умению создавать образы на песке, тем более сказочные. Есть известные иллюстрации Сутеева, без которых невозможно представить «Кто сказал «мяу» и другие сказки. Для меня Катя - свой Сутеев, которая создает образы такие, что к ним хочется прикоснуться. Дети это чувствуют. Меня удивляет ее колоссальная энергия! Встать за стол и за час на себе всю сказку протащить. Ведь она - тоже исполнитель. Более того, через нее идет эта космическая энергия в зал.

Взаимопонимание между художником и режиссером возникло сразу, уже на первой сказке. Хотя оно не исключает творческих споров на репетициях. Но Екатерина Бирюкова задачу видит в том, чтобы найти компромисс между своим видением образов и режиссерской трактовкой.

- Иногда Вера Сергеевна своим прочтением разворачивает сказку в другом направлении, - рассказывает Екатерина. - Например, в «Маленьком Принце» есть свой, отличный от спектаклей, смысл: наша история про дружбу, которую нужно беречь, и про смерть, которой не нужно бояться. Вот о таком сложном и серьезном явлении, сделано мягко, не шокирующе, но тактично и понятно детям. Сколько я видела театральных постановок, но такое режиссерское решение не встречала. А режиссер раскрыла эту сказку для меня по-новому. Признаюсь, при первом самостоятельном чтении я не сразу поняла, что Маленький Принц умирает.

Синхронность – родовая черта динамического рисунка. И художник во время работы должен в голове держать не только авторский замысел, режиссерскую концепцию, музыку, но и слушать голос чтеца.

- Голос настраивает, как камертон. Он гипнотически влияет. Когда Андрей Колемасов начинает читать сказку, мне хочется иллюстрировать его голос. Слушая голос и музыку, я рисую. Если Андрей подсказывает ЧТО нужно рисовать, то музыка – КАКОЙ по характеру должен быть объект, персонаж, пейзаж. Работая вместе с режиссером и музыкантами, мои внутренние образы изменяются. Они подвижны. Но я сама к себе придираюсь, и после каждого представления себе эти галочки выставляю, где что не получилось, где могла бы сделать лучше.

Сказки с оркестром – самый популярный абонемент Томской филармонии. Притом, что это изобретение не новое и не томское. Но песочная анимация Екатерины Бирюковой и оригинальное музыкальное решение постановки делают каждый сказочный проект - уникальным. Уникальным настолько, что «Сказки с оркестром» посмотрели не только томичи и жители Томской области, но и Омска, и Барнаула. В марте Екатерина вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром и ансамблем народных инструментов «Сибирские узоры» будет представлять сказку «Конек-Горбунок» в Тюмени и Тобольске на всероссийском фестивале одной сказки, посвященном 200-летию со дня рождения П.Ершова.

- Чудо сказки очень украшает мою жизнь и мою работу , - говорит Екатерина Бирюкова.- Вместе с проектами я расту. Каждый добавляет что-то мне. И мне не хочется останавливаться. Хочется пойти чуть-чуть дальше или выше. Ведь песок еще дал мне не все, на что он способен.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Яков АНДРЕЕВ, Владимир БОБРЕЦОВ.