bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ДВА АЛЕКСАНДРА В КООРДИНАТАХ ВЕРТИНСКОГО

Фамилия Александра Ф. Скляра рядом с фамилией Александра Вертинского на афишах музыканта стоит уже почти 15 лет. В 2000 году лидер «Ва-Банка» примерил на себя творчество русского артиста Серебряного века, создав вместе с Ириной Богушевской сборник «Бразильский крейсер». Тема Вертинского продолжилась в 2005-м на совместной пластинке с Глебом Самойловым «Прощальный ужин Ракель Меллер». В ноябре 2012 года Ф. Скляр выпустил сольный альбом «Русское солнце», в который вошли 17 песен из репертуара «русского Пьеро». Именно его и представит Александр Ф. Скляр в Томске 16 марта в Большом концертном зале.

Как отмечают музыкальные критики, «Русское солнце» - не просто собрание композиций выдающегося певца и поэта первой половины ХХ века, а своеобразный аудио-спектакль, со своим внутренних сюжетом.
«На пути постижения Александра Николаевича я дошел до идеи студийного альбома и сумел ее воплотить», - признавался Александр Ф. Скляр в момент выхода диска.
Этот путь начался более четверти века. Постижение творчества кумира русского шансонье идет у рок-музыканта через драматизацию песни, знакомство с биографией Вертинского, культурным контекстом и окружением Александра Николаевича. В текстах некоторых песен своего великого тезки Александр Ф. Скляр выделяет диалог певца «об обманутой и обманувшей любви» с внутренним «Я» этого исполнителя. Глубокий баритон Скляра делает песни Вертинского о «желтом ангеле», «сумасшедшем шарманщике», «доченьках» драматическими и немного брутальными.
«Шаг за шагом я погружался в стихию Вертинского, осваивал его Вселенную, вырабатывал свою собственную интонацию, не похожую ни на самого Мастера, ни на всех его многочисленных интерпретаторов», - рассказывает музыкант.
Вертинского Скляр называет Альфой и Омегой русской культуры первой половины ХХ века, человеком-мифом. В чем-то и самого Александра Ф. Скляра можно назвать тем же определением «человек-миф». Неожиданные повороты в его биографии и создали вокруг певца ореол легенды. После окончания МГИМО и получения места в посольстве КНДР, Александр вдруг оставляет дипломатическую карьеру и уходит с головой в неустроенную, бурную жизнь рок-музыканта. В 1986 году он создает группу «Ва-БанкЪ», заигравшую постпанк, отличительной особенностью которого был глубокий баритон самого Скляр. «Он не пел, а скорее вещал, порой не поспевая за энергетикой инструменталистов – что, впрочем, звучало вполне оригинально», - писали о нем музыкальные критики.
В биографиях обоих Александров можно углядеть несколько параллелей, которые их сближают: оба родились под созвездием «Рыбы» - 7 марта Александр Ф. Скляр, 21- Александр Николаевич. Но Скляр пришел на этот свет год спустя после ухода Вертинского. Оба имеют несколько ипостасей: Скляр - музыкант, дипломат, ведущий теле и радиопередач, организатор фестивалей. Вертинский – репортер, рецензент, актер, поэт, певец, композитор. «Мзузыка как любовь», - эти строчки Вертинского можно считать и жизненным кредо Александра Ф. Скляра.
"Конечно, собственное исполнение Мастера навсегда останется недосягаемой вершиной, но ведь настоящая песня надолго переживает своего создателя. И вот уже новый артист дерзает устремиться вверх, он ведет за собой нового слушателя и по-новому раскрывает знаки и смыслы, сокрытые в этих глубоких, пронзительных песнях, созданных русским гением. Русское Солнце не может погаснуть в нашей душе!", - считает Александр Ф. Скляр.