И вместе с тем эти номера говорили не только об отношении исполнителей к легенде русского балета, но и об их творческом пути. Томск увидел «высшую лигу» русского балета: Мария Аллаш, Наталья Ледовская, Софья Гумерова, Игорь Колб, Михаил Пухов обладают и высокими званиями, и титулами победителей различных конкурсов, и безоговорочным признанием среди знатоков хореографического искусства.
Исходная точка путешествия - Анна Павлова. Ее называли легендой русского балета еще жизни. «Павлова в искусстве танца – это то же, что и Расин в поэзии, Пуссэн в живописи и Глюк в музыке», - так отозвался о ней французский критик, увидев русскую балерину во время знаменитых дягилевских сезонов. «Видели ли вы Павлову?» - Эта фраза стала употребляться чуть ли не вместо приветствия. Такого искусства Лондон еще не видывал - оно стало настоящим культом», - писали английские газеты в 1910 году. В Нью-Йорке каждое движение ее ноги и взмах руки превращались в доллары - свидетельствовал американский импресарио Павловой Сол Юрок. После смерти Павловой в СССР и за границей выходили книги, в 1983 году Эмиль Лотяну снял о ней фильм. И казалось, что и сегодняшнему зрителю имя русской балерины говорит о многом. Но, увы, опрос молодых зрителей в Большом концертом зале 23 февраля, показал, что поколение Интернета, родившееся уже в современной России, ничего не слышало о русском эталоне «чистейшей прелести». На концерт они пришли, «чтобы узнать, кто такая Анна Павлова».
Поэтому замысел заслуженного артиста России Игоря Колба, выступившего еще и в роли режиссера - использовать архивные записи с Анной Павловой в качестве своеобразных эпиграфов к балетным номерам - выполнил не только художественную функцию, но и просветительскую. С другой стороны, кадры старого кино (какое счастье, что уже был кинематограф!) поставили перед исполнителями невероятно сложную задачу: выдержать сравнение с великой Анной Павловой. Хореографы, которых в зале было достаточно, с пристрастием оценивали каждое движение, полетность прыжка, и вывернутость стопы, и изящество пируэтов, и даже прически (остались недовольны выбившейся своевольной прядью у Ледовской), но особенно строго отнеслись к фигурам Гумеровой, Ледовской, Аллаш. Неискушенный зритель просто наслаждался редким зрелищем, и о каждом номере мог сказать: «Душой исполненный полет». Но все единодушно нашли, что наибольшего сходства удалось добиться Марии Аллаш.
Ее портретное и сценическое сходство с Анной Павловой вызвало восторг всей публики. Особенно в миниатюре «Русская» на музыку Чайковского. В этом дивертисменте из «Лебединого озера», где органично соединяется лексика народного танца с классической хореографией, прима-балерина Большого театра, народная артистка России танцевала Русскую душу, открытую и для безудержного веселья, и для глубоких размышлений о суть жизни. В короне и белом платье Мария Аллаш напоминала сказочку Царевну-Лебедь с картины Врубеля и пушкинской сказки одновременно.
Но рассказ об Анне Павловой артисты начали со своеобразного предисловия. Мария Аллаш и Игорь Колб одноактным балетом «Видение розы» на музыку пьесы Карла Марии фон Вебера «Приглашение к танцу» ввели зрителей в эпоху Серебряного века. В эпоху, когда звание балерины нужно было заслужить. Анне Павловой, выпускнице Императорской балетной школы, потребовалось шесть лет, чтобы получить его. В 1905-м она стала одной из пяти балерин России, которые имели право так называться. «Цветочный мотив», так отчетливо прозвучавший благодаря костюму Призрака розы, напомнил и о том, что в это время во всех видах искусства господствовал стиль модерн. И в пластике рук Игоря Колба эта отсылка к эпохе чувствовалась. Воздушный танец Марии Аллаш (Девушка) не столько породил ассоциации с золотым веком русского балета, сколько позволил еще раз пережить состояние волнения и радости от предчувствия, предощущения любви.
Нет, Павлова никогда не танцевала партию Девушки, которая вернулась домой с первого в ее жизни бала и которая во сне увидела Призрак розы. Но благодаря «Видению розы» артисты напомнили имена из ближайшего окружения Павловой. В 1911 году легендарный балетмейстер Михаил Фокин для Русского балета Сергея Дягилева поставил спектакль по мотивам поэмы Теофиля Готье, первыми исполнителями стали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина, над декорациями и костюмами работал Леон Бакст. С Фокиным Павлова училась вместе в Императорской балетной школе, на нее он поставил «Умирающего лебедя» Сен-Санса. «Она не танцует, а летает», - говорил о Павловой Дягилев, и она танцевала в его Русском балете. Тамара Карсавина лучше всех сказала о природе таланта Анны Павловой: «Павлова завоевывала сердца своей неподражаемой грацией, утонченностью, каким-то неподдающимся описанию волшебством, какой-то одухотворенностью, присущей только ей одной».
И в то же время «Видение розы» позволило Игорю Колбу выразить благодарность и признательность своему наставнику - народному артисту СССР Никите Долгушину, который передал этот балет «из рук в руки» начинающему танцовщику, выпускнику Белорусского государственного хореографического училища. И с тех пор этот балет не уходит из репертуара заслуженного артиста России, премьера Мариинского театра Игоря Колба. К слову, балет «Видение розы» и «Послеполуденный отдых Фавна», где Игорь Колб вновь доставил невыразимое наслаждение зрителям, в Томске были показаны впервые.
- Время, потраченное на изучение эпохи Серебряного века, оставляет самые приятные воспоминания. Все было настолько продумано и передано мне так бережно и скрупулезно, что даже на школьном показе все критики и специалисты были удивлены, как сделан этот образ и эта партия, - рассказывал Игорь Колб залу. – Я несколько раз изменял свое отношение к этой миниатюре, но всегда под присмотром Долгушина. «Видение розы» - сложнейшее испытание, экзамен для танцовщика, поскольку пластика не совсем традиционная для мужских партий, в которых ты должен соблюдать четкие позиции, здесь нет четких позиций, но есть выражение рук, состояние, ощущение запаха…
«Выражение рук, состояние души» - эти же слова можно отнести и к знаменитому одноактному балету «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку К.Дебюсси, поставленный и впервые исполненный Вацлавом Нижинским. Игорь Колб в Томске представил обновленную версию этого балета, в котором некогда блистали и Рудольф Нуреев, и Николай Цискаридзе. Фавн Игоря Колба - это страдание полубога от невыразимого чувства любви, которое его захватило целиком и пробудило в нем неизвестную до селе нежность. Движения танцовщика то медленные, то внезапно стремительные предавали внутреннее стояние героя, Под божественную музыку импрессионисту Дебюсси точно с древнегреческой амфоры сходил Фавн, чтобы научиться любить.
- Своеобразная скандальная пластика Нижинского тогда не была воспринята адекватно. Зрители покидали зал. Балетмейстера-новатора Нижинского не приняла публика. Он опередил время. Его «Фавн» сегодня крайне редкое явление на сцене вообще, - заметил танцовщик перед выходом на сцену. - Поскольку его мало где используют, то я был счастлив использовать его в своем репертуаре.
Признания артистов, звучавшие «за кадром», одновременно знакомили с их творчеством и помогали проникнуть в тайны балета. Особенно дороги были признания балерин, когда они говорили, чем дорога им Анна Павлова.
- Анна Павлова – потрясающая балерина, - говорит народная артистка России Наталья Ледовская, прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича - Данченко. Она – первопроходец. И труппу свою организовывала, никто, не знал, как это все будет. Удивляешься, как в те времена ей удавалось ездить по миру. Молодец. Великая женщина. Великая балерина. Она для меня эталон в балетном искусстве. Она была очень красивой женщиной и очень талантливой. И рискованной, потому что если бы она танцевала только одну классику, не танцуя в современных по тем временам постановках Фокина, то такой пластикой, которой она обладала, не смогла бы проявить и показать нам. И зритель с удовольствием на это смотрел, потому что новый балет, это всегда было новое. Сейчас это танцуют тысячи трупп и тысячу лет, а тогда это было в новинку, потому что была другая эстетика. Зрители боготворили артистов.
Томичам Наталья Ледовская и ее партнер Михаил Пухов станцевали па де де из балета «Эсмеральда» Ц. Пуни. Павлова в постановке знаменитого балетмейстера
XIX века Ж. Перро (1899) танцевала партии Подруги и Флер де Лис. Наталья Ледовская исполнила главную партию.
- Ничего сложного в работе над Эсмеральдой не было. Эсмеральда – этот образ лег на меня полностью. Я не танцую Эсмеральду и не играю – я проживаю ее жизнь на сцене, настолько она мне близка по духу. Я перевоплощаюсь. Это моя любимая партия и роль, - призналась Наталья Ледовская.
За эту роль балерина получила «Золотую маску» в 2011 году.
- Эти редкие записи с Анной Павловой свидетельствуют о ее редком таланте. Талант от бога – это про Анну Павлову, комментировала архивные кадры Мария Аллаш. - Наверное, все будущие балерины видели фильм «Анна Павлова». Этот фильм Эмиля Лотяну для меня стал знаковым. Из него я узнала, что такое балет, и как учатся балету, и как сама Павлова начинала свой путь в искусство. Этот фильм и в моей жизни решил многое. С него и началось. А потом появились фотографии, книги, энциклопедии. Позже познакомилась с Анной Павловой как с балериной. Она очень стильная, очень красивая, элегантная. Балерин, наверное, некрасивых не бывает.
Когда Мария Аллаш танцевала сразу после показа старых записей, казалось, что легенда русского балета сошла с экрана и ожила на сцене.
- О Павловой и других выдающихся балеринах узнала в детстве, - рассказывала Софья Гумерова. - Но в силу юного возраста не до конца прониклась и поняла силу ее таланта. Но прошло время, и на моем творческом пути снова встало это имя. Начав готовить миниатюры, поставленные для Анны Павловой, пересмотрев все записи, фотографии, я восхищаюсь ею. Мне хочется в своем танце до конца передать то, что я вижу, чувствую в ее танце. Анна Павлова - невероятная. Она очень легка, искренна. У всех балерин разный путь. Как правило, у людей, связанных с искусством, он достаточно сложный. Ощущение падения все время в подсознании, и ты опускаешься вниз. И каждый день ты работаешь, чтобы снова взлететь. Сейчас еще тяжелее, потому что ты уже не юна. Когда ты юный, только выпускаешься, у тебя больше возможностей, больше сил, меньше хлопот, связанных с семьей, больше времени отдаешь работе. Но сейчас меня спасает опыт и понимание того, что я делаю.
Это ей выпало представить миниатюры, которые прославили Павлову и весь русский балет - «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса и «Стрекозу» на музыку Ф. Крейслера. Софья Гумерова, заслуженная артистка России, балерина Мариинского театра, достойно справилась с этой задачей. Хотя по фактуре она и отличается от ее великой предшественницы. О том, что путь балерины на вершину славы устлан не только розами (и у них есть, как известно, шипы), и была миниатюра «Путь» на музыку Масне, которую очень изящно и в то же время с драматическим надрывом станцевала Софья Гумерова.
Пока балерина языком классического танца рассказывала о том, что испытывает в своей жизни человек, посвятивший полностью себя балету, на память пришли слова самой Павловой. В своей автобиографии она писала: «С первых же нот оркестра я притихла и затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты… Ночью видела во сне, будто я балерина и порхаю по сцене, как бабочка, под очаровательную музыку Чайковского… Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь. На другое утро я только и говорила, что о моем великом решении, и мама моя поняла, что ее маленькая дочка серьезная и решительная особа». Так вспоминала Анна Павлова о своем первом свидании с балетом.
На финал артисты оставили то, что более всего ждали зрители - отрывок из знаменитого «Лебединого озера». Черным па де де из балета Чайковского Мария Аллаш и Игорь Колб завершили этот гала-концерт, посвященный великой балерине.
Когда овации стали стихать, оказалось, что и это еще не все, что приготовили артисты. С публикой они прощались под музыку аргентинского танго. На сцену вышли все, кто привез балет в Томск, в том числе и импресарио Сергей Величкин.
Этот неожиданный финал, похожий на прощальный страстный поцелуй, напомнил о том, что в свое время Анна Павлова, танцуя перед зрителями Мексики, Индии, Америки, Аргентины, знакомила мир с великим искусством русского балета и с Россией. И мир узнавала о России как о стране великого искусства.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.
Мнение зрителей:
Наталья Гречихина, чемпионка Европы по подводному плаванию:
- Мне очень понравилась «Русская» в исполнении Марии Аллаш. Не люблю, когда мне навязывают русскость, но в этом варианте принимаю. Пришла на балет с мамой. Она выросла на балетах и операх, потому что ее родной брат пел в опере. Публика очень хорошая. Принимает горячо. Уровень столичный. Они молодцы – в концерт включили номера, которые представляют русский балет.