bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

МУЗЫКА С ДРАЙВОМ


Когда дирижер берет в руки бубен, когда вместе с органом звучит электрогитара – это значит, что публику ждет нескучная встреча с академической музыкой. Именно такую встречу готовят музыканты Томской филармонии на ближайший воскресный вечер.

Афишу абонементного концерта «Два короля» 5 апреля составили произведения, которые исполняются сегодня крайне редко, а некоторые и вовсе не исполнялись ранее, как Концерт №2 соль минор Рихарда Бартмуса.

Это имя среди других имен композиторов, чьи произведения будут исполнены Томским Академическим симфоническим оркестром под управлением маэстро Эхтибара Ахмедова и органного дуэта Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков, - самое загадочное. Далеко не каждый музыкант знает, что этот композитор и органист жил во второй половине XIXвека, сочинял духовную музыку и романсы, а так же органные концерты в духе позднего романтизма.

Дирижер Эхтибар Ахмедов, который готовит эту премьеру, тоже не знал этого концерта. Но познакомившись с партитурой, считает, что музыка яркая, качественная, написана талантливым композитором, можно смело утверждать, что Концерт №2 соль минор Р. Бартмуса занимает достойное место в немецком романтизме.

Партитура Концерта №2 для органа с оркестром была издана при жизни автора, но музыка не записывалась. Недавно был сделан репринт, который приобрел органный дуэт Дмитрий Ушаков - Мария Блажевич.

По словам Дмитрия Ушакова, это произведение России ранее не исполнялось, да и Европе оно не звучала как минимум полвека, а может быть и все 100 лет. Так что исполнение в Томске этого Концерта Бартмуса можно считать и европейской премьерой. По числу подобных премьер органных произведений Томск лидирует в музыкальном пространстве России. В рамках абонемента «Два короля», который сам по себе уникален, уже состоялись премьеры произведений, написанных для органа и оркестра.

Имя Сергея Слонимского знакомо любителям современной музыки. Его без преувеличения можно назвать живым классиком. Народный артист РСФСР, дважды лауреат Государственной премии, родился и живет в Санкт-Петербурге. Он - один из лидеров современной отечественной музыки, автор произведений во всех жанрах. В 1988 году он обращается к славянскому мифу и пишет Славянский концерт для органа и струнных. Орган в этом произведении поет открытым звуком (в манере народных исполнителей). По сути, он заменяет целый оркестр народных инструментов. «Это музыка с хорошим драйвом. Она легко воспринимается», - уверяют музыканты Томской филармонии. По замыслу композитора, в финале концерта дирижер играет на бубне. Эхтибар Ахмедов уже учит партию бубна.

Десятилетием раньше, чем Славянский концерт Слонимского, написал свой Простой концерт Маргень Заринь, латышский композитор и литератор. «Действительно, по музыкальному звуку он простой, - комментирует органист Дмитрий Ушаков. - Там вместе с органом задействовано большое количество ударных инструментов. Но изюминка его в том, что вместе с органом и ударными звучит электрогитара. И мотивы рок-н-ролла придают особую окраску музыке. Она написана с современным драйвом». Соло электрогитары исполнит  Вадим Немерещенко.

Двум концертам Г. Генделя для органа и оркестра в рамках заявленной афиши отведена роль старых добрых знакомых, эти сочинения можно считать хитами не только века Просвещения, но и нашего, века высоких технологий.

Для справки: Концерты абонемента «Два короля» приглашают зрителей на состязание двух королей – органа, короля музыкальных инструментов, и оркестра, короля концертной сцены. Томская областная филармония – единственное концертно-зрелищное учреждение в России, где существует такой абонемент. Реализовать идею совместного звучания оркестра и органа удалось, потому что Органный зал Томской филармонии имеет огромное преимущество перед другими аналогичными залами – он располагает большой сценой, где можно посадить оркестр.
Татьяна ВЕСНИНА.