bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Валерий Гергиев: "Томск становится для нас больше, чем разовым выстрелом"

21 апреля Пасхальный состав с музыкантами Симфонического оркестра Мариинского театра прибыл на железнодорожный вокзал Томск-I. Маршрут фестивального поезда, который начал свое движение 12 апреля из Смоленска, охватывает пол-России: Поволжье - Урал - Сибирь, а завершится в Астане (Казахстан). 27 городов и 49 концертов, четыре грандиозных программы (симфоническая, хоровая, камерная и звонильная) – таков размах XIV Московского Пасхального фестиваля. Он проходит при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры РФ, Министерства обороны России и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Томск во второй раз принимал у себя Московский Пасхальный фестиваль. В этом году он посвящен двум грандиозным датам в мировой истории и мировой музыкальной культуре: 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 175-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Эти два посвящения нашли свое отражение и в программах двух концертов, которые дал прославленный коллектив в Томске. Традиционный благотворительный концерт завершили три фрагмента из балета «Щелкунчик», а вечерний концерт открыл победитель IX Международного конкурса им. П.И. Чайковского Борис Березовский, гениально солировавший во Втором фортепианном концерте Чайковского. Первая часть Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича, которая, как известно, сочинялась в блокадном городе, стала апофеозом Пасхального выступления Симфонического оркестра Мариинского театра в Томске.

Кроме того, украшением первого (благотворительного) концерта стало исполнение пианистом-виртуозом, блестящим представителем русской пианистической школы Алексеем Володиным Второго концерта Брамса для фортепиано с оркестром, Прелюдия к «Послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси в исполнении оркестра под управлением маэстро Гергиева напомнила о том, что Мариинский театр подарил миру такое понятие, как «русский балет». Второй концерт завершили фрагменты еще одного шедевра мировой музыки - сюита из балета "Жар-птица" Игоря Стравинского.

«Гаудеамус» в честь нового доктора


Однако четвертый визит Валерия Гергиева и его коллектива в Томск (четвертый за последние полтора года) войдет в историю культурного сотрудничества региона с одним из лучших театров мира не только музыкальной программой. Благотворительный концерт завершился торжественной церемонией вручения регалий почетного доктора ТГУ народному артисту России, Герою Труда РФ, выдающемуся музыкально-общественному деятелю Валерию Гергиеву.

Еще не отзвучали аплодисменты в знак благодарности за удивительную пасхальную радость, подаренную безупречным исполнением шедевров мировой музыки, как на сцену вышла Капелла ТГУ. Под управлением молодого дирижера Михаила Давыдова лучший хоровой коллектив Сибири исполнил «Многая лета» в честь маэстро Гергиева.

Под овации зала, где находилось много преподавателей и студентов старейшего университета Сибири, президент ТГУ Георгий Майер вручил регалии почетного доктора ТГУ Валерию Гергиеву: удостоверение и золотую медаль ТГУ. Профессор Майер напомнил, что звание присваивается "великим просветителям, ученым, культурным деятелям". Первым среди них в 1891 году стал цесаревич Николай (позднее – император Николай II). В числе почетных докторов также выдающийся российский химик Дмитрий Менделеев, физиолог и академик Иван Павлов, Нобелевский лауреат Жорес Алферов, поэт Евгений Евтушенко. И как только маэстро Гергиев надел мантию и конфедератку зазвучал гимн студентов всех университетов мира «Гаудеамус».

- Меня застали врасплох, - искренне признался один из лучших дирижеров мира. - Я ничего не знал об этом еще час назад. Томск умеет хранить молчание. Такой голосистый хор! И такие замечательные слова: «Слава профессорам и слава студентам»! Огромная честь для всех нас снова быть в Томске. И считайте почетным доктором Томского университета весь коллектив симфонического оркестра Мариинского театра. Секрет моей профессии в том, что без оркестра, хора, оперной и балетной труппы, я не произвожу никакого качества. Это так… движения в воздухе. У нас сложились очень хорошие отношения с вашим регионом. Мы с огромным удовольствием возвращаемся сюда и играем разные программы. Первым попросил выступить в Томске мой хороший друг - Алексей Леонидович Кудрин. У него, видимо, были серьезные основания так настойчиво рекомендовать не объезжать Томск. Я ему за это благодарен. А вам благодарен за то, что вы высоко держите знамя этого славного университета. Мы еще многое должны сделать, чтобы наладить двусторонние связи.

«Щелкунчик» в Томске? Это возможно!


Год назад совет друга был закреплен официальным документом - Соглашением о культурном сотрудничестве между Мариинским театром и Томской областью, который подписали директор и художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев и губернатор области Сергей Жвачкин.

Один из пунктов Соглашения предусматривал поддержку молодых дарований. И уже спустя месяц после подписания Томская областная филармония начала проводить Губернаторский конкурс «Дети играют с оркестром» под патронатом Валерия Гергиева. Первых пятнадцать победителей жюри назвало в декабре минувшего года. Главным призом была объявлена поездка в Петербург для знакомства с Мариинским театром и посещения самого популярного спектакля - «Щелкунчик». Но внезапный обвал рубля отодвинул исполнение этого обещания до июня нынешнего года.

- Но не всем в детстве повезло видеть «Щелкунчика» в театре. Один из невезучих - перед вами, - признался маэстро Гергиев в ходе общения с журналистами. - Я не видел этого спектакля лет до 20. Но я знаю, что это плохо. Я не слышал в школьной юности «Онегина», «Царскую невесту», хотя во Владикавказе сильные драматические театры - и русский, и осетинский. Оба знамениты, в одном из них работали Булгаков и Вахтангов. Я учился в той же школе, что и Евгений Вахтангов. Может быть, потому мы и хотим, чтобы наши дети в 5-6 лет увидели «Щелкунчика», потому что мы сами этого не имели. Мы любим своих детей, нам для них ничего не жалко… И я уверен в Томске будет тоже самое.
Идею поставить в регионах, с которыми сотрудничает Мариинский театр, его художественный руководитель не находит утопичной. Тем более, в Томской филармонии есть технические и творческие возможности, чтобы давать полноценные балетные спектакли.

- А с постановкой спектакля мы вам поможем, - пообещал Валерий Абисалович. - И с большим удовольствием! Создать спектакль не просто. Но мы это сделаем! Мы уже ведем диалог по улучшению акустики этого зала. Да, сейчас трудно затевать грандиозные проекты. Кто думал год назад, что рубль будет вести сейчас так капризно! Но если сделать хорошую оркестровую яму, у вас будет по 20-30-40 «Щелкунчиков» в год! Зал вместительный. Хороший масштаб. Нужно предпринять еще несколько усилий, чтобы звук стал сверкающим. Я не выступаю как фантазер. Решили - сделали. Это происходит каждый час. Томск становится для нас более, чем разовым выстрелом. У нас очень хорошие отношения с губернатором. Мы подошли вплотную к тому, чтобы сделать очередной шаг. Все о чем идет речь, это серьезно. И мне не хочется, чтобы новый почетный доктор запомнился тем, что обсуждал то, что никогда не произойдет. Единственное, чего я не умею - это делать абсолютно один.

Филармония – партнер Мариинки


Масштаб гергиевских амбиций – вся страна, от Балтийского моря до Тихого океана. Во Владивостоке он открывает филиал Мариинского театра, в Томске заключает Соглашение о сотрудничестве с филармонией. Задумывая в 200 2 году Московский Пасхальный фестиваль, художественный руководитель Мариинского театра хотел просто посмотреть, что происходит в регионах и поддержать начинания. Оказалось, что в российской провинции происходят самые важные вещи.
- Я как-то не вижу неважных регионов в России. Везде, куда мы ни приезжаем, видим огромное количество людей, которые жаждут классического искусства. Они хорошо воспринимают самые разнообразные предложения. В прошлом году мы играли в Томске Пятую симфонию Малера, а на этот раз – и Брамс, и Дебюсси, и Чайковский, и Шостакович, и Стравинский. Достаточно разнообразная картина. Громадный концерт Брамса – это просто моя импровизация. Я предложил Алексею Володину не улетать ни в какую Москву, а продолжить путешествие по Сибири. Он был немного растерян. А я был уверен, что будет много молодежи, и она оценит. И, слава Богу, что получилось привезти его в Томск. Это очень здорово, что ведущие пианисты мира – и Березовский, и Володин выступают в регионах.
Сотрудничество с Томской областью Валерий Гергиев предполагает вести, прежде всего, по филармонической линии.
- У нас большой репертуар. Мы можем и сто концертов давать. Но мы делаем, и многое будем делать с участием наших французских, немецких коллег из ТВ, чтобы и в мире узнавали о том, что в Сибири слушают музыку. Надо показывать, что не только в Москве живут умные и талантливые люди. Вот в Томске - здесь исторически знаменитый университет, здесь замечательный слушатель. Мы готовим с филармонией отдельный договор. Будем надеяться, что найдем возможность задействовать ваших пианистов.

Не надо «Годунову» в Кремле появляться!

Московский Пасхальный фестиваль, частью которого теперь стал и Томск, за 14 лет своего существования существенно вырос и географически, и по количеству творческих коллективов, вовлеченных в него. То есть «московский» прирос регионами
- Задачу, которую я перед собой ставил - охватить больше людей. Не потерять несколько поколений для серьезной музыки. Вы должны помнить, что мы прошли через непростые «конец 80-х», и очень сложные 90-е, особенно в первые шесть лет, когда теряли, теряли огромными пластами. Я не мог равнодушно наблюдать за этим. Потому что мои родители, мои учителя учили другому. Пасхальный фестиваль рождался уже в здоровые и сытые годы. 2002 - выступили раз восемь или десять в Москве. И это понравилось. Были звездные имена - солисты, певцы, и оперы исполнялись. И все было масштабно, здорово, но главное - мы получили очень необычное разрешение - я рассчитывал на то, что в дни Первого Пасхального фестиваля запоют все церкви Москвы. До этого они молчали 70 лет. Вот это было грандиозно. Тогда я первый раз почувствовал себя человеком, который чего-то добился.
Затем мы добились разрешения - исполнить «Бориса Годунова» в исторических декорациях Кремля. То есть выходить из того же собора, из которого выходил сам Борис Годунов. Но тут вмешались силы природы. Пошел снег. Был чудовищный холодный ветер. И снег. Оркестр покинул поле боя - потому что надо было беречь инструменты. Причем, если на репетиции просто прохладно было, ветерок дул, то время исполнения оперы началось стихийное бедствие. И наша пианистка оледеневшими пальцами доигрывала на маленьком пианино, в микрофон эти аккорды смерти Бориса. Хор продолжал петь. Половина из них потом потеряли голоса. И я понял, что ни личные амбиции, ни исторические реляции, не стоят того, чтобы люди болели. И я никогда больше не экспериментировал с «историческим» возвращением. Когда мне предлагали: Давайте «Годунова» опять в Кремль, я уже твердо говорил: «Не надо ему там опять появляться».
Хотя мы потом попытались сыграть «Садко» в Великом Новгороде. Замысел был красив: Садко - новогородский купец, но еще и артист, гусляр! И вот мы приехали громадным составом, стали играть - хлынул ливень. Испортил наши исторические костюмы. И когда мне сегодня говорят: «Давай «Псковитянку» во Пскове!» Я сразу думаю, а где там театр? Мне отвечают: «А на природе». Я же убежден по своим обязанностям я не могу быть расточительным хозяином. Я не могу 300-500 костюмов превратить в тряпки, только потому, что хочется подирижировать на природе.

Чайковский - это хорошая медицина


Балет для детей в Томске - это не единственный проект возможного сотрудничества региона и театра. Валерий Гергиев был приятно удивлен, что «в его Томском университете» недавно поставили «Царскую невесту» Римского-Корсакова.
- Если «Царская невеста» выходила тут замуж, то может быть, мы тогда «Золотого петушка» споем? Или «Снегурочку» поставим? Великая опера. Заглядение просто! И заслушаетесь, и засмотритесь. Это не так трудно организовать. И чтобы местные силы участвовали.
Ставку на участие «местных сил» маэстро Гергиев делает и в плане организации детских хоров. В качестве примера он привел тысячеголосый детский хор Ульяновска, который принимает участие в Московском Пасхальном фестивале. По предложению Валерия Гергиева, концерт пройдет в мемориальном комплексе Ленина. На сцене Симфонический оркестр, а в зале - детский хор.
- Публики не будет, но будут эти дети. И мы вместе будем звучать. И у них останется память, свидетельство, документ, что есть такой хор. Нам важно не упустить молодое поколение. Самое главное, чтобы юные исполнители, детские хоры (об этом говорю всегда и везде) рождались. Мы очень многое потеряли в 90-е годы.
Валерий Абисалович напомнил о том, как еще в 1988 году, когда был избран главным дирижером театра, провозгласил, что будут звучать «весь Мусоргский, Чайковский и Прокофьев, а потом настанет очередь Римского-Корсакова».
- Я дал слово. Это был мой первый, если хотите, «тронный» разговор. Я аккуратно сделал все, что объявлял. Сегодня на наши детские спектакли невозможно купить билеты. Наши детские абонементы, а их у нас 30-40 - это 200 спектаклей, и они сразу же продаются. К 175-летию Чайковского мы решили исполнить все шесть симфоний. Если каждый оркестр России будет играть его симфонии - это хорошая медицина.
В рамках Пасхального фестиваля Симфонический оркестр Мариинского театра выступал на родине Чайковского в Воткинске. Играли прямо напротив памятника Чайковскому, напротив его дома, живописное озеро стало естественной декорацией.
- Это был святой для нас день. Никогда не забуду - мы были в доме Чайковского, - признался маэстро, который в год бывает в 30-40 странах. - Если бы не Пасхальный фестиваль, мы бы не побывали во многих регионах России. Хотя люди живут и без нас. Но на сегодня Мариинский театр, может быть, лучший коллектив страны. То, что у нас лучший творческий комплекс, - это можно не проверять. Хор, балет, опера, оркестр, технические службы, абонементы - везде мы займем первое место. Я не хвалюсь. Я спокойно на это смотрю.
Расставаясь с городом, но, не прощаясь с ним, Валерий Гергиев заверил томскую публику, что предпочтет выступить в Томске, «чем сидеть полтора месяца в Нью-Йорке».
Татьяна ВЕСНИНА.