bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Бах у всех на устах

Концерт с условным называнием «В кафе с Бахом», что прошел 26 апреля в Органном зале Томской филармонии, завершил в этом сезоне цикл органных и оркестровых вечеров, посвященных юбилею великого немецкого композитора XVIII века.

«Кому-нибудь из вас доводилось бывать в Лейпциге?» - на вопрос ведущего концерта Дмитрия Ушакова в Органном зале поднялась пара – другая рук. Впрочем, и тем счастливчикам, которые гуляли по улицам этого города, где жил и творил Иоганн Себастьян Бах, пришлось воображать, как выглядел знаменитый кофейный дом Циммермана, где вечерами собирались музыканты, и Бах исполнял свои светские произведения для избранной публики. Потому что после 1945 года этого удивительного дома, давшего приют музыке великого композитора и ароматам кофе, не существует.

Редкий Брандербургский

Но прежде, чем погрузиться в кофейную тему, завсегдатаям Томской филармонии, предложили совершить мысленное путешествие в Германию 20-х годов XVIII столетия, когда старую Европу поразил финансовый кризис, а Бах сочинял свой первый мажорный Брандербургский концерт.

Слушая его, а затем Концерт для скрипки и гобоя с оркестром в исполнении Томского Академического симфонического оркестра под управлением Ярослава Ткаленко, кто-то мог вообразить себе парики, кареты, веера и светские приемы. А кто-то думал о том, что светская инструментальная музыка для Баха была своеобразной отдушиной. Ведь как органист он обязан был придерживаться строгих канонов. Эту же музыку сочинял в свободное от основной работы время. На Брандербургские концерты Бах делала особую ставку, он надеялся получить место придворного руководителя оркестра придворного руководителя оркестра. Поэтому, как гласят хроники, в марте 1721 году при свече каллиграфическим почерком переписал свои концерты, получившие позже название Брандербургских, и отправил в подарок маркграфу Брандербург-Шведту Кристиану Людвигу. А тот даже не удосужился просмотреть рукопись. Она более ста лет пролежала в его библиотеке, пока не была случайно обнаружена.

Несмотря на то, что Первый Брандербургский концерт открывает цикл из шести концертов, сегодня он исполняется реже остальных Концертов этого цикла. Поэтому скажем спасибо музыкантам, которые подарили возможность приблизиться к тайне Баха: в этом произведении, последняя его, четвертая часть (что уже необычно) , соединяет в себя менуэт, звучащий четыре раза, два трио и полонез. Особенность этого произведения и в том, что Бах доверил солировать то медным духовым (Михаил Струганов и Виктор Ермаков), то гобою (Денис Смирнов), то фаготу (Николай Калинчук), то скрипке (Марина Рябова). Солисты исполнили свои партии превосходно, да и весь Концерт был сыгран с грандиозным изяществом, за что отдельное спасибо маэстро Ярославу Ткаленко.
Концерт для скрипки и гобоя с оркестром вывел на авансцену молодых оркестрантов - Анну Штрауб (скрипка) и Дениса Смирнова (гобой).

Диалог двух инструментов, поддержанный оркестром, заставил задержать дыхание, замереть от восторга и слушать, слушать этот разговор. Анна в этом сезоне уже солировала, но барочная музыка - всегда серьезное испытание для молодого музыканта, и к чести Анны она его выдержала. Денис Смирнов впервые в этом году исполнял соло и приятно удивил и виртуозностью исполнения, и интеллектуальной подачей музыки.

Кофе в честь Баха

Переходом к «Кофейной кантате», которая открывала второе отделение, стала бесплатная дегустация кофе, которую организовал художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков. Кофе помогало живее представить атмосферу кофейного дома Циммермана, для которого и сочинил это шутливое произведение Бах.

Утверждают, что это было первое произведение искусства, посвященное кофе. А так же утверждают, что своим сочинением Бах выступил против ретроградного движения за запрет девушкам пить кофе. Неслучайно и герой его кантаты носит говорящее имя - Шлендиан, что означает рутину.

Партию этого господина исполнил молодой баритон Руслан Балягов. В роли дочери Шлендриана Лизхен, которая не стеснялась признаваться в любви к кофе, выступила Вероника Цай (сопрано).

Историю, о том, как дочь не побоялась отцовских запретов и с помощью женской хитрости добилась разрешения варить и пить кофе, сколько ей захочется, поведал слушателям Рассказчик - Павел Никитин (тенор).

Чтобы слушателя погрузить в атмосферу этого семейства, на сцену вынесли кофейный столик, кофейный сервиз, а в разные укромные места (например, в цветочный вазон) спрятали банки с растворимым кофе.

Конечно, во времена Баха кофейное производство еще не было развито до такой степени, и пакетики, банки с растворимым кофе - это всего лишь театральная условность, которая придала пикантность концертному исполнению.

«Ах, как мил мне кофе вкус! Он прелестней тысячи поцелуев, слаще мускатного вина! Не могу я жить без кофе!» - поет Вероника Цай на немецком языке, а сама вдыхает аромат зерен, что лежат в баночке. Но отец Лизхен- господин Шлендриан - Руслан Балягов сердился на дочь, делает страшные гримасы, пугает ее, что не купит нового платья.

Лизхен- Цай заткнула уши, но тайно от отца наливает себе из кофейника чашку напитка. Отец продолжает сердиться и угрожает, что не выдаст замуж. Он даже маэстро берет в свои союзники: Солист и дирижер ударяют по рукам. Да, аргумент серьезный. Лизхен притворно соглашается.

Но надо было видеть в это мгновение озорной взгляд Вероники Цай. И слушателям без перевода стало ясно, что ее героиня не собирается уступать отцу. Ведь и до этого она то и дело доставала из разных тайников свои кофейные запасы. В финале Лизхен вовсе торжествует, ее уловка удалась, отец сдался на «милость победителя».

Лизхен-Цай готовит кофе и угощает им господина Шлендриана- Балягова и Рассказчика - Никитина. И голос, и актерское дарование Вероники Цай придали «Кофейной кантате» неповторимый вкус изящества и очарования. 

Вечер в кафе с Бахом, начавшийся с редкого «угощения» завершился исполнением уникального, единственного в своем роде произведения, которое тоже не слишком часто исполняется, а в Томске в нынешнем веке звучало и вовсе впервые - Концертом для четырех клавиров.

«Нет больше другого такого сочинения у Баха, где бы одновременно звучали четыре клавишных инструмента», - заверил публику органист Дмитрий Ушаков, который и выступил инициатором исполнения этого сочинения.

И хотя это переложение Баха Концерта Вивальди для четырех скрипок, но когда вместе звучат орган, клавесин, два рояля и оркестр - это совершенно другое впечатление! Грандиозное впечатление! Дмитрий Ушаков (орган), Мария Блажевич (клавесин), Мария Махмутова (фортепиано) и Павел Шинкевич (фортепиано) поставили в юбилейном концерте Баха не точку, а замечательный восклицательный знак.

Зал взорвался овациями. И потребовался бис, чтобы «успокоить» публику.

Послевкусие этого концерта длится и по сию пору. Даже если вы никогда не были в Лейпциге и, возможно, судьба не приведет побывать в нем никогда, приходите попить кофе с Бахом в Органный зал. Тот, кто побывал на концерте 26 апреля 2015 года, вкус баховской музыки не забудет никогда.
Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир Бобрецов.