bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Музыкантом его сделала война


За месяц до Победы Евгению Канаткину вручили юбилейную медаль к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вручал спикер Городской Думы Сергей Ильиных. Ученики 18-й школы в честь ветеранов приготовили концерт. Евгений Филиппович слушал по-детски наивно звучавшие стихи, песни, улыбался и вспоминал. Вспоминал себя в возрасте этих девочек и мальчиков.

Судьба барабанщика

Ему шел 13-й год, когда мирная жизнь внезапно оборвалась летним днем 22 июня. Томск, как и другие сибирские города, быстро стал тыловым городом со всеми его приметами. В городе появились эвакуированные. Число военных резко увеличилось: к Томскому артиллерийскому и Асиновскому военно-пехотному училищам, открытым еще в 1940-м, добавились Белоцерковское военно-пехотное училище, Ленинградское техническое училище зенитной артиллерии, Тульское оружейное техническое училище, Днепропетровское училище и филиал Академии связи из Ленинграда.
- Располагались они во всех районах города, - вспоминает Евгений Канаткин, ветеран Томского Академического симфонического оркестра. - Готовили командный состав быстро: шесть месяцев – и на фронт. Моего брата призвали в первый месяц. Но он не доехал до фронта. Их поезд разбомбили. После этого я пришел в Белоцерковское военно-пехотное училище, к начальнику учебной части и попросился в армию. Почему к ним? У них был оркестр. Туда меня и приняли. Начальник посмотрел на меня, и сказал: «Так и быть: возьмем сыном полка»! Сначала дали баритон (это инструмент такой духовой) - не получилось. «Садись на тромбон»- подул, подул, и стало плохо с головой. «Иди на барабаны» - так я и стал барабанщиком.
Барабанщик в 13 лет. Он учился жизни, музыке и военному делу одновременно. Учителя ему достались хорошие. В отличие от героя повести Гайдара «Судьба барабанщика» Женя Канаткин оказался окружен честными, порядочными и мужественными людьми. Оркестр на годы войны заменил семью, стал его вторым домом. Училище, созданное на Украине, квартировало в Томске до июля 1946 года. Более 10 тысяч лейтенантов и сержантов ушли из него на фронт только за первые три года войны, девять стали Героями Советского Союза. У этого училища было еще одно преимущество: форму курсантам выдавали новую, перед войной пошитую. Полагалась она и воспитанникам. Таким образом, Евгений помог своей маме, освободив ее от обязанностей заботиться о нем.
Все военные годы воспитанник Белоцерковского военно-пехотного училища Евгений Канаткин вместе с оркестром выступал по госпиталям, перед студентами и курсантами военных училищ. Раз в месяц училищный оркестр давал концерты в Доме Красной Армии (Дом офицеров).
- Выступали мы часто, дирижировал - майор Грамотюк. Обычно играли марши Чернецкого, «Прощание славянки» Агапкина, вальсы Вальдтейфеля, «Амурские волны» Кюсса, «Березку» Дрейзина. Иногда попурри из песен советских композиторов, - вспоминает Евгений Филиппович. - Большой духовой оркестр исполнял концертные вещи: рапсодии, увертюры. И всегда были полные залы. Даже в холодные зимы.
Так как казармы находились на Сибирской № 83 (в районе военного госпиталя), а штаб училища на Фрунзе, 6, (ныне облвоенкомат), то «сыну полка» приходилось каждый день наматывать километры пешком вместе с большим барабаном. Томск военной эпохи запомнился подростку бараками, которые строили для эвакуированных, железной дорогой, проходящей через центр города (по ней возили уголь), булыжными мостовыми, огородами на нынешней площади Кирова и извозчиками.

Победа освободила от гауптвахты

Майские дни 70 лет назад врезались в память нашего героя с не меньшей силой, чем июньские 41-года. Ликованию предшествовал неожиданный курьез.
- Восьмого мая 1945-го мы с духовым оркестром выступали в Доме Красной Армии. Небольшой концерт, потом играли на танцах. Концерт закончился, и надо было идти в казармы по Фрунзе, мимо штаба училища. Я шел с барабаном. Рядом - еще один солдат и две или три девочки, которые служили в училище. Около штаба повстречали трех военных. Среди них оказался генерал. А мы за разговорами не заметили его, прошли и не поприветствовали, - рассказывает с улыбкой Евгений Филиппович. - Слышим команда: «Вернитесь»! Вернулись - тут и разглядели генеральские погоны. «Извините, не заметили». «Конечно, не «заметили»! Идете с девушками... Вернитесь назад и поприветствуйте»! Вернулись. Прошли строевым. Отдали честь. «Посадите на гауптвахту их» - отдает приказ генерал своим адъютантам.
Гауптвахта находилась на Гагарина. Как раз напротив нынешнего Органного зала, в здании комендатуры. Так что до места наказания, оказалось рукой подать. Девчонки убеждали в казарму, а парней - под замок.
- Вдруг в четыре утра слышим: стрельба, шум, гам. «Выходите отсюда! Победа! Победа»! И я со своим большим барабаном. Первое о чем подумал: надо добраться до своих и поставить барабан на место. С этой мыслью в 6 утра пришел в казарму, а там уже праздничное построение. Вот так и закончилась моя война. Шел мне семнадцатый год.
Потом была школа воспитанников в Новосибирске, где Евгений Канаткин обучался с 1945 по 1947-й годы. Потому что после Победы Белоцерковское военно-пехотное училище расформировали.
- Я весь музыкальный инструмент сдал на склад. И нотную библиотеку. О чем до сих пор жалею. Это было неплохое собрание инструментовок! Я только взял свой барабан.
С вещмешком и барабаном и прибыл недавний «сын полка» в Новосибирск, в школу воспитанников военных училищ. Поселили в казарме.
- В шесть часов подъем. Строевые построения. Барабанщики на усмотрение дирижера - шли либо впереди, либо сзади колонны. Чаще мы замыкали колонну: большой барабан, малый и тарелки. Вот и вся ударная группа.
Два года Евгений Канаткин ходил на занятия к Юрию Калинину, к одному из лучших музыкантов Новосибирска.
- Он со мной занимался много и серьезно. Но в 1947-м году меня демобилизовали, и я вернулся в Томск, к маме.

Литавры радостно гремели

Уезжал воспитанник - вернулся солдат. Казалось бы, молодому музыканту прямая дорога в филармонию. Но Евгений Канаткин решил попробовать свои силы в… медицине. Он поступил на работу в городскую стоматологическую поликлинику и почти сразу уехал на трехгодичные курсы в Омск. Однако, проучившись год, вернулся в Томск. Вот тогда и вспомнил о своем музыкальном багаже. Обратился к Захару Нейзлеру, руководителю эстрадно-симфонического оркестра. Этот коллектив хорошо знали в Томске. Он выступал в кинотеатре им. Горького перед сеансами. Захар Матвеевич направил молодого музыканта к директору Томской филармонии Виктору Соломоновичу Цейтлину.
Пройдут года, и музыканты будут называть Цейтлина легендарным директором, а Канатника - самым элегантным инспектором оркестра. Но в 1949-м году Виктор Соломонович был еще молодым директором филармонии, хотя опыт руководителя имел колоссальный: последний ученик Михоэлса, он и во время войны руководил несколькими театрами, и после войны. А Евгению Канаткину не было и 20, когда он поступил на службу в филармонию, в группу ударных Томского симфонического оркестра. Проработал 60 лет, из них 30 - инспектором оркестра. Был комсоргом филармонии, и членом профкома. Вся жизнь была связана только с одним коллективом - Томской филармонией.
Евгений Канаткин застал то время, когда в оркестре работали фронтовики. Помнит он и все адреса, где располагалась филармония.
- Сначала работали в бывшей Синагоге - в деревянном двухэтажном здании в переулке Подгорный (ныне переулок Беленца), около ресторана «Север». На втором этаже - зал, маленькая сцена, там и репетировали, и концерты давали. Потом филармонию перевели на Батенькова, 2 - внизу трамвайное депо, наверху - администрация и зал для репетиций. Но чаще выступали на городских площадках. Любимым местом был Дом офицеров. Там и Шульженко пела, а оркестр аккомпанировал. Хорошо помню, как с Ростроповичем играли концерты. Но чаще выступали в вузах перед студентами. Двадцать концертов в месяц давали - по четвергам работали в политехническом институте, по пятницам - в ТГУ. Репертуар - симфоническая классика. Публика особенно любила Чайковского. Я тоже его люблю: Итальянское каприччо и все симфонии.
«Евгений Филиппович - наш самый главный, лучший, справедливый, любимый, красивый, необыкновенный инспектор Томского Академического симфонического оркестра, - с восхищением говорит о Канаткине скрипачка Ольга Пивоварова. - Какое было классное завершение Второй симфонии Петра Ильича Чайковского в Зале имени Чайковского на гастролях нашего оркестра в Москве! Литавры радостно гремели! А в Италии в 1997 году итальянское ТВ крупным планом показало Евгения Филипповича с его с его великолепным ударом в тарелки в «Прелюдах» Листа».
…Наш разговор с ветераном войны и оркестра проходил за праздничным столом в честь юбилейной медали. И тут Евгений Филиппович открылся мне как искусный кулинар. Оказалось, что в оркестре давно знают о его хобби, и что любимое блюдо оркестрантов - соленые огурчики «по-канатски», и что его до сих пор волнует и радует то, что происходит с его любимым симфоническим оркестром.
Татьяна ВЕСНИНА.