bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Виртуальный день рождения


День рождения Петра Ильича Чайковского организаторы XIV Московского Пасхального фестиваля превратили в… день национального единения. 7 мая в 13.00 по московскому времени любители классической музыки в более чем 30 регионах России благодаря он-лайн трансляции смогли услышать сразу три Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского в исполнении Дениса Мацуева и Симфонического оркестра под управлением маэстро Валерия Гергиева.




В течение двух часов телеканал «Культура» и французский телеканал Медичи ТВ вели прямую трансляцию из Концертного зала имени Чайковского на Россию и Европу Этот концерт был одним из кульминационных в масштабной программе Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. Он завершал одну из главных тем фестиваля, посвященного юбилею русского гения музыки.



- Сегодня мы отмечаем великую дату в истории мировой культуры - 175 лет со дня рождения величайшего композитора – Петра Ильича Чайковского, - зачитала послание министра культуры России Владимира Мединского его заместитель Елена Миловзорова. - Он оставил нам огромное музыкальное наследие, ставшее славой и гордостью России. Музыкальный язык композитора своими корнями органически связан с российской народной традицией, в нем ясно обнаруживается российский характер. И в то же время его музыка подлинно интернациональна: она стала частью духовной жизни разных народов и благодаря этому завоевала мировое признание.



«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», - писал некогда сам композитор. Сегодня музыка Чайковского распространяется с помощью высоких технологий. Томская областная филармония благодаря тому, что вошла в проект Всероссийского виртуального концертного зала, который был открыт 29 ноября 2014 года, смогла обеспечить возможность томичам стать сопричастными юбилею композитора.



- Для нас проект виртуального концертного зала - это возможность формировать филармоническую среду, - говорит Марина Шерина, директор Томской областной филармонии. - Но он предполагает серьезные финансовые вложения. Нам еще предстоит оборудовать зал качественным звуком. Для демонстрации нам нужен хороший полноценный экран. Нужна акустическая аппаратура, позволяющая, создать так называемый эффект присутствия. Нужна и аппаратура, которая позволит снимать и транслировать наши концерты и на область, и в соседние регионы (речь идет об обменных проектах) - это и профессиональные камеры, и специалисты. Тем не менее, проект Всероссийского виртуального концертного зала, инициатором которого выступил министр культуры Владимир Мединский, Томская филармония готова поддерживать в самых крупных акциях, как например акция Московского Пасхального фестиваля и Московской филармонии по празднованию 175-летия Чайковского.



Авторы проекта - маэстро Валерий Гергиев и пианист-виртуоз, победитель международного конкурса исполнителей им. П.И. Чайковского Денис Мацуев - взяли на себя смелость представить сразу три фортепианных концерта великого русского композитора. Это беспрецедентный шаг на сегодня.



- Далеко не каждый пианист может взять на себя смелость исполнить в Московской филармонии (а благодаря проекту В.Р.Мединского "Виртуальный концертный зал" и на всю Россию) хотя бы один концерт Чайковского, - комментирует Дмитрий Ушаков, художественный руководитель Томской филармонии. - В частости, и потому что Чайковский, не будучи исполнителем-пианистом, писал для рояля весьма сложно и неудобно. Он сам признается в письмах в таком смылсе, что «я сижу и изобретаю фортепианные пассажи». И в реальности его концерты требуют от пианиста почти эквилибристической техники, огромного музыкального вкуса, безупречного чувства формы. А чтобы сразу все три концерта сыграть, нужна еще и просто физическая выносливость. Представьте, вы час с лишним толкаете перед собой товарный состав... Особенно эти нагрузки возрастают, когда играешь в трехтысячном зале - в таком, как зал им.Чайковского.

Программу открыл редко исполняемый Третий концерт для фортепиано и оркестра (ми бемоль мажор, сочинение 75. Второй концерт Чайковского дал возможность томичам сравнить исполнительскую манеру Дениса Мацуева и Бориса Березовского, который играл это произведение в Томске 21 апреля в рамках Московского Пасхального фестиваля. Первый концерт – самый известный, считающийся визитной карточкой композитора, подарил каждому из сидящий в Камерном зале радость встречи с любимым и знакомым другом.

Именно так, как хорошего друга воспринимают музыку Петра Ильича учащиеся Детской школы искусств №1 им. Антона Рубинштейна.

-Мы хотели послушать все концерты Чайковского, - призналась Маша Фролова.

- Особенно хотели услышать Третий концерт, потому что никогда не слышали, призналась Настя Захарова.

– Виртуальный концерт – это хороший вариант для знакомства учащихся с техникой исполнения и артистизмом, - считает Анна Сухотина, преподаватель ДШИ-1.

- Для жителей российской провинции услышать и увидеть, как играет Денис Мацуев, как дирижирует Валерий Гергиев, намного важнее, чем просто услышать произведения выдающегося композитора, - считает журналист Андрей Мурашов. - Чайковский, конечно, велик, и это все прекрасно понимают, но народ хочет видеть, как играют лучшие музыканты мира. С телевизионной точки зрения сегодня «картинка» отличная. Я вижу, что техники, телевизионщики работают прекрасно. Много планов: крупные, средние, общие. Есть возможность рассмотреть и исполнителя, и публику. Мы видим лица, руки, эмоции. Видеть эмоцию – это большой плюс телевидения, большой плюс интернета. Все то, что нам доставляет удовольствие. Конечно, хорошо бы сейчас сидеть там, в Концертном зале им. Чайковского, слушать музыку и чувствовать, какая энергетика заполняет все пространство. Но без Виртуального зала у нас не было бы возможности видеть эти крупные планы.

…В следующем сезоне у томских слушателей есть еще один повод для встречи с Мацуевым, и Чайковским. Но уже не в виртуальном зале, а в Большом концертном на абонементных концертах - «Во власти клавира» и «Планета Чайковский».

Для справки: Томская филармония вошла в 30 филармоний России, которые поддержали проект Всероссийского виртуального концертного зала. Идея этого зала принадлежит Министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому. 29 ноября 2014 в ВВКЗ транслировался концерт, в котором была исполнена, в том числе и Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ