bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Дочитываем Бетховена
Осталось только два концерта - 14 и 28 мая - и двухгодичный цикл абонемента «Планета Бетховен» будет завершен. 14 мая прозвучит «Пасторальная» (шестая) симфония в исполнении Томского Академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко. Венчать цикл будет знаменитая Девятая симфония, где оду «К радости» вместе с оркестром исполнит сводный хор: Камерный хор Новосибирской филармонии и капелла ТГУ.

Уже сейчас можно говорить, что первый опыт Томского Академического симфонического оркестра монографического представления всех симфоний Бетховена получился успешным.

kalenko duKlmm-katI- А было ли в обозримом музыкальном прошлом Томска такое последовательное знакомство с крупными сочинениями одного композитора? Целостность и совокупность разных сочинений дает совершенно иное представление об авторе, чем исполнение отдельных, избранных произведений. А у Бетховена все симфонии разные! Но из девяти его симфоний обычно играют все нечетные. Они пользуются особой популярностью. Из четных - только шестая, известная как «Пасторальная». Завтра мы как раз ее играем, - комментирует главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко.

«Пасторальная» в Томске уже звучала, как и Девятая симфония. Но у каждого дирижера своя трактовка произведения. На репетициях Ярослав Ткаленко добивался от музыкантов не только красивой звукописи, которыми наполнено произведение (например, кларнет отвечает за голос кукушки, а флейта - соловья), но и чтобы музыка катались ровными, почти идеальными волнами, от нежного пианиссимо через крещендо уходила на форте и даже фортиссимо.

- Мне кажется, «Пасторальная» очень точно встала в календарь наших симфонических концертов, - считает маэстро. - Сейчас, когда начинают пробуждаться силы природы, кода деревья одеваются в зеленую дымку листвы, название первой части симфонии «Радостные чувства по прибытию в деревню» символична и созвучна настроению многих горожан. Хочется на природу, полной грудью дышать свежим воздухом. Именно эта радость встречи с природой звучит в первой части. Вы знаете, что шестая симфония программа. Причем, единственная из девяти, имеет не только название - «Пасторальная», но и заголовки к каждой части. А частей не четыре, как обычно, а пять. И все связаны между собой. Начинается темой простодушного народного танца, завершается умиротворяющим финалом, но между ними помещена драматическая сцена грозы. И вот моя задача - максимально передать музыкой атмосферу природы, все ее оттенки и полутона. Неслучайно на протяжении музыкального текста несколько меняется тональность.

Из истории музыки известны и другие любопытные факты. Например, то, что «Пасторальная» симфония посвящена покровителю Бетховена, венскому меценату князю Ф. И. Лобковицу и русскому посланнику в Вене графу А. К. Разумовскому. Или то, что первоначально сочинении носило длинное название: «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, №5, и только спустя некоторое время стала Шестой. Или вот еще подробность: премьера «Пасторальной симфонии» проходила в прохладном зале Венского театра, публика сидела шубах, и симфония успеха не имела. К тому же, Бетховен на репетиции рассорился с музыкантами, и с оркестром работал дирижер, а не автор музыки.

Но спустя десятилетия и века, все эти факты стали просто историческими анекдотами. Для любого современного просвещенного слушателя важно то, что «Пасторальная» симфония резко отличается от других тем, что в ней нет драматических коллизий, отчасти функции враждебной судьбы доверены "Грозе". В целом же симфония прославляет великую силу природы, простые радости жизни. 

Почувствовать эту энергетику радости, вобрать ее в себя - вот такая задача стоит перед слушателями, которые завтра, 14 мая, в 19.00 придут в Большой концертный зал Томской филармонии.

"БЕТХОВЕН И ВЕЧНОСТЬ" | 14 мая 2015
"ЗАКРЫТИЕ 69-го КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА ТОМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА" | 28 мая 2015

ТЕКСТ: Татьяна ВЕСНИНА.
ФОТО: Владимир БОБРЕЦОВ.