bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ЛАНОВОГО ПРИНЯЛИ В ТОМСКИЕ КАДЕТЫ


«И в воздух чепчики бросали!»

Шла репетиция с оркестром. 20 мая с литературной программой народный артист СССР Валилий Лановой готовился предстать перед томской публикой. «А вот тут я дам вам форте. И вы вступаете… Тут чисто, чисто. Когда марш звучит, тарелки, пожалуйста, чуть тише… А теперь вот с этого места «Весна и осень…» Ярослав, может быть, пройдем еще раз?» Василий Семенович Лановой сидел на сцене за столиком и проходил, прочитывал текст пушкинской «Метели».

Текст повести он знает почти наизусть. Пушкин в репертуаре народного артиста СССР - с 70-х годов. Сейчас Лановой читает «Метель» каждый день в разных городах: Новосибирск, Кемерово, Томск… Но великая актерская школа требовала неукоснительного следования правилам - любой текст, даже самый знакомый, надо пройти еще раз, проговорить.



Лановой работал честно, и на репетиции, и на концерте. Это вызывает уважение. «Как он владеет голосом! Провести два часа на сцене, и до этого полную репетицию! - не скрывал своего искреннего восхищения маэстро Ярослав Ткаленко уже после окончания концерта.

Репетиция нужна была и для того, чтобы почувствовать оркестр, а оркестр и дирижер почувствовали ритм чтеца. Взаимопонимание и взаимочувствование установилось на сцене почти сразу. Дирижер и музыканты дышали в одном ритме со чтецом. Со стороны казалось, что дышит и говорит один большой, сложный организм.

Я очень люблю наблюдать, как рождается то, что потом, назовется концертом или спектаклем. А пока эта нежная субстанция без имени только появлялась на свет. Пушкинское слово красиво само по себе, но когда оно сливается с музыкой, а музыка Свиридова конгениальна тексту повести «Метель», а потом музыка и художественное слово сливаются и воплощаются в голосе актера, давно любимого, актера великой русской школы театральной, то вот это и есть мгновения Счастья. А когда этот мощный энергетический поток льется со сцены в зал, когда зал чутко воспринимает рожденное СЛОВО и воплощенное в МУЗЫКУ, то не быть счастливым не возможно.



Для многих сидевших в зале пушкинская «Метель», прочитанная Василием Лановым при помощи Томского Академического симфонического оркестра (за пультом стоял главный дирижер и художественный руководитель оркестра Ярослав Ткаленко) открылась по-другому. Кроме романтической любовной истории, о которой помним со школьных лет, в ней прозвучала и любовь к Отечеству, которая так же естественна и необходима каждому, кто свою судьбу не отделяет от судьбы народа, страны. И эта тема неразрывной связи с историей страны нашла свое полное воплощение во втором отделении концерта.

…Гора цветов, которые дарили зрители, росла стремительно на глазах. И казалось поток подношений и благодарности народному артисту СССР Василию Лановому будет нескончаем.



«Есть такая профессия»

Биография любого актера складывается из ролей, сыгранных им героев. Репертуарный список Василия Ланового огромен. И фильмография его богатая. Но из множества и множества созданных им в кино и на сцене образов в восприятии зрителей живут несколько персонажей, облик которых уже не отделим от облика самого актера. Павка Корчагин - Лановой был героем зрителей 60-х. Капитан Грей из «Ассоли» - кумир девушек, начиная с 60-х. Анатоля Курагина и Вронского несколько поколений наших соотечественников воспринимают только с чертами Василия Ланового. Что уж говорить об Иване Варраве из «Офицеров» или принце Калафе из вечного и не сходящего с подмостков театра им. Вахтангова спектакля «Принцесса Турандот».

VLLYCeQwToVdDIАктер мог бы и не один час рассказывать на творческом вечере о том, как рождался, создавался тот или иной образ. Но Василий Семенович выбрал другой путь. Он начал с рассказа о своем военном детстве. Историю о том, как Вася Лановой и две его сестренке оказались в деревне Стримба, которая три года была «под немцами, тоже хорошо известна. Но совершенно другое дело, услышать это из уст самого актера. А в Томске эту военную историю народный артист СССР связал с «Бессмертным полком», который начал триумфальное шествие по всей стране три года назад. Василий Семенович рассказал, что и сам нес портреты своих родителей, которые разливали «смесь Молотова», жуткую отраву, и получили инвалидности. Он рассказал, как московскому «Бессмертному полку», который шел четыре часа, присоединился Владимир Путин.

Героико-патриотическая тема из личных воспоминаний плавно перешла в рассказ о том, как эта тема воплощалась в творчестве. И вновь неожиданный ход. О, сколько за свою жизнь военных сыграл Лановой! Кроме «Офицеров», можно было бы вспомнить и «Юнгу Северного флота» (летчик-майор), и «Семнадцать мгновений весны» (Карл Вольф), и «Дни Турбиных» (поручик Шервинский) и многих еще. Но Василий Лановой рассказывал о работе над озвучиванием документального фильма «Великая Отечественная война» Ромена Кармена. За эту работу он получил Ленинскую премию. И тут снова важно было, КАК рассказывал актер о процессе работы над фильмом. Его искреннее признание: «Остановите, больше не могу» - говорит и о высоком художественном уровне документальной ленты, и о его отношении к той войне.

Стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» Твардовского, «Когда на смерть идут - поют» Семена Гудзенко, «Итальянец» Михаила Светлова - прозвучали очень лично, почти исповедально.

И конечно, невозможно было обойтись без «Офицеров». Песней из этого фильма и завершил свой творческий вечер Василий Лановой. Но красивую точку в героической теме поставили все-таки томские кадеты.

Только угасли последние ноты, как на сцену строевым шагом вышли кадеты Томского кадетского корпуса. Один из них нес кадетскую фуражку, которую и надел на актера, создавшего бессмертный образ русского советского офицера.

- Благодаря «Офицерам» многие мальчишки выбрали свой жизненный путь. Стали военными. Мне очень нравится этот эпизод, где суворовцу Ивану Трофимову герой Ланового надевает свою генеральскую фуражку, - признался Захар Мисько, которому поручено было подарить цветы.

Снимок на память с кадетами - последняя яркая точка в концерте 20 мая, который состоялась на сцене Большого концертного зала Томской филармонии.







Томск: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.