bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Дом, где живет гармония
ДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ ГАРМОНИЯ
СЕГОДНЯ, 22 МАЯ, ТОМСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ ОТМЕЧАЕТ 69-й ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ



Еще не звенели по городу трамваи. Еще площадь Ленина называлась Базарной. Еще проложено было всего полтора километра тротуаров. Еще до областного центра селяне добирались «транспортом Ермака». Да и самой Томской области еще не исполнилось и двух лет, а исполком Областного совета депутатов трудящихся принял решение о создании областной государственной филармонии.

Приказ за № 468 вышел 22 мая 1946 года в соответствии с приказом Комитета по делам искусств СССР. Эту дату и принято считать днем рождения Томской филармонии.

- Вероятно под впечатлением о Томске, в котором Комитет находился в эвакуации в годы войны, и было принято это решение, - комментировал впоследствии Виктор Соломонович Цейтлин этот факт. Он был четвертым по счету, но первым по значению директором филармонии.

Слова Цейтлина подтверждает и Людмила Приль, заместитель директора Центра документации новейшей истории: «Организовывая культурную жизнь в Томске, члены Комитета (аналог сегодняшнего министерства культуры) опирались не только на эвакуированные из столицы творческие коллективы, но и на местные силы, и, прежде всего, музыкальные. Например, томский дирижер Моисей Маломет был включен во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение. Знали они и томскую публику».

Поэтому, видимо, были убеждены, что она достаточно подготовлена и воспитана, чтобы принять как должное появление филармонии.

Но не только «верхи» считали нужным, но и «низы» жаждали открытия филармонии. Музыковед Нинель Воробьева пишет, что необходимость в Томске этого учреждения доказывал Моисей Исаевич Маломет. Потомственный капельмейстер, почетный гражданин Томска, получивший это звание еще до революции, он убеждал руководителей молодой Томской области, что «город располагает большими творческими силами» для ведения филармонической деятельности. Собственно, обоснования Маломета и легли в основу ходатайства Томска перед Москвой об открытии филармонии.

И тот факт, что первый концерт филармония провела 10 мая 1946 года, то есть раньше, чем было принято официальное решение, говорит о наличии в Томске профессиональных музыкантов. Филармония открылась в составе хора русской песни (художественный руководитель В. Тогушаков) и симфонического оркестра (главный дирижер М. Маломет). В сентябре один из блестящих теоретиков музыки и композиции, педагог музыкального училища Евгений Николаевич Корчинский (первый учитель Эдисона Денисова) создал музыкальный лекторий при филармонии.

И в Томск потянулись музыканты. Не только оркестранты, но и мастера разговорного жанра, вокалисты, без которых не возможно было представить выступления концертных бригад. Часть музыкантов играла в эстрадно-духовом оркестре под управлением Захара Нейзлера. Каждый день перед началом вечерних сеансов в фойе кинотеатра им. Горького (ныне «Киномир») или кинотеатра им. Черных в исполнении нейзлеровского оркестра звучала «легкая» музыка.

Духовой оркестр Нейзлера - одна из легенд музыкального Томска.

- Уже в июне 1946 года в симфонический оркестр литавристом был принят Захар Матвеевич Нейзлер, - рассказывает Нинель Воробьева. - У него был талант организатора. Сам фронтовик, он из таких же бывших фронтовиков собрал духовой оркестр. И уже летом выступал с ними в Горсаду. Оркестр Нейзлера исполнял концертные программы и аккомпанировал танцам. Вы не представляете, что творилось в Городском саду, когда там играл оркестр Нейзлера!

СИНАГОГА - ПРИЮТ МУЗЫКАНТОВ
 
А у новорожденной филармонии все еще не было крыши над головой. Однако приказы и планы уже спускались. С первого директора филармонии «тов. Яковлева» обком партии требовал повышения идейного и культурного уровня работников филармонии, а также призывал коммуниста и руководителя «усилить контроль за репертуаром концертно–гастрольных бригад» и выговаривал за то, что «киноактер Мартинсон читает рассказы М.Зощенко». Приказы спускались, отчеты требовали, а места для репетиций так и не выделяли.

Только в 1948 году город предоставил филармонии старое деревянное здание бывшей солдатской синагоги на перекрестке улицы Равенства (ныне Гагарина) и переулка Подгорного (ныне Беленца).


- На втором этаже располагались и зал для репетиций, и маленькая сцена, где давали концерты, - вспоминает старейшина Томского Академического симфонического оркестра Евгений Федорович Канаткин. - В симфоническом оркестре тогда играли 40-42 человека. С коллективом в те годы работали такие дирижеры, как Маломет, Савич, Ковалев, Бабенко, Кац. Мы давали по 25 концертов в месяц, выезжали во все томские вузы и школы.

Давно уже нет синагоги. Вместо нее стоит пятиэтажный жилой дом.

Второй дом, где жила «любовь к гармонии» по адресу «площадь Батенькова, 2», сохранился до наших дней. Но гармонию звуков здесь заменили на гастрономию.


- Весь первый этаж в здании на Батенькова, 2 занимало трамвайное управление, а на втором находилась администрация филармонии и зал для репетиций, - рассказывает Евгений Канаткин. - Концерты проводили на городских площадках – в Доме офицеров, Доме ученых, музыкальном училище, в Городском саду.

Трели трамваев и тремоло скрипок довольно долго соседствовали рядом. Потому что в лучшем по акустике зале (ныне Органном), концерты симфонической музыки проходили только на условиях аренды. Но именно здесь, как тогда его называли в Малом зале, с Томским симфоническим оркестром выступали звезды мировой музыкальной и театральной сцены - Святослав Рихтер, Игорь Ойстрах, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Эдуард Грач, Гидон Кремер, молодые Михаил Плетнев и Владимир Спиваков.

«РАДИ БОГА, ОСТАВЬТЕ БИЛЕТЫ»

Цейтлин1- Я себе дал клятву: как бы ни было тяжело, никогда не гоняться за дешевым успехом, - объяснял позже Виктор Цейтлин гастрольную политику филармонии в бытность его директорства.

Он обладал безошибочным чутьем и умел заметить талант даже в молодом исполнителе, при этом он великолепно знал исполнительскую элиту, и умел привлечь в Томск музыкантов с мировыми именами: Зару Долуханову, Даниила Шафрана, Лидию Русланову, Клавдию Шульженко, Александра Вертинского.

Филармония жила и наполнялась коллективами. Сегодня их названия для молодого поколения слушателей звучат даже экзотично: сибирский мюзик-холл, ансамбль цыганского фольклорного танца «Тэрнэ». Об этих коллективах упоминает в своих мемуарах Виктор Цейтлин:

- С самого начала я стремился к жанровому многообразию наших коллективов. Кроме симфонического в филармонии был струнный квартет, эстрадный театр миниатюр, ансамбль оперетты, эстрадно-цирковые группы… В нашей филармонии получили «боевое крещение» такие незаурядные, щедро одаренные исполнители, как Тамара Лязгина («женщина-змея») и популярный певец Валерий Ободзинский.

В начале 50-х годов Томская филармония стала престижной, одной из лучших в стране. Все концерты шли с аншлагами, люди сидели на подоконниках, стояли в проходах. Как вспоминал Виктор Цейтлин, кассиром в филармонии работала пожилая женщина из сосланных. Она жила напротив лектория, и ей все время подбрасывали записки под дверь: «Ради бога, оставьте столько-то билетов».

Тем не менее, до 1980 года Малый зал чаще использовался как планетарий и помещение, где общество «Знание» читало лекции для населения.


ОРГАН КАК АРГУМЕНТ 

Совсем недавно в фондах Томской филармонии была обнаружена картина заслуженного художника России Клавдии Власовой «Томский симфонический оркестр» - самый многочисленный коллектив филармонии изображен на сцене Органного зала. Картина написана в 1983 году. И это, пожалуй, первое художественное свидетельство, что зал с лучшей акустикой передан Томской филармонии (пр.Ленина, 75). Великолепной акустикой зал обязан архитектору В.В. Хабарову, который возводил его в 1878-1881 годах.

Именно установка органа окончательно и бесповоротно закрепила за Томской филармонией этот зал, один из лучших по акустике. В январе 1981 года специалисты «Томскпроектреставрации» и ГРСУ-19 начали ремонт домовой церкви, чтобы установить орган, изготовленный в ГДР фирмой «Sauer» из Франкфурта-на-Одере. И уже 17 июня 1981 года в концертном зале филармонии состоялся первый концерт органной музыки. Первый концерт в новом Органном зале дал Гарри Гродберг, народный артист России. Он же играл и на открытии Органного зала после реставрации в 2004 году.



О томском органе с восторгом отзываются известные органисты, которые в последние три сезона регулярно посещают Томск в рамках филармонического абонемента «Ведущие органисты Европы и мира». Они считают, что Томску повезло иметь «короля музыкальных инструментов».

Год назад усилиями художественного руководителя филармонии и органиста Дмитрия Ушакова и главного дирижера Томского Академического симфонического оркестра Ярослава Ткаленко удалось соединить двух королей в одном филармоническом абонементе. И Томск получил не только уникальные концерты, но и стал местом многих российских и даже европейских премьер.

С сентября 2012 года Томская филармония стала одной из немногих в России, где на постоянной основе работает органный дуэт. Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков - эти имена не только хорошо знакомы томскому слушателю, но и стали любимыми. Даже летом, в так называемый мертвый сезон их органные концерты неизменно собирают аншлаги.


БОЛЬШОЙ И КАМЕРНЫЙ 

Большой концертный зал (пл. Ленина, 12 а) настолько популярен у томичей, что некоторые отождествляют его со всей филармонией. 

Хотя это все лишь концертная площадка. Но именно на ней реализуются самые грандиозные проекты, именно на ней выступают самые престижные коллективы. Только в минувшем сезоне дважды выступил Симфонический оркестра Мариинского театра под управлением выдающегося дирижера мира Валерия Гергиева. Играл Российский национальный оркестра под управлением Михаила Плетнева. Концертировал уникальный Роговой оркестр. В апреле этого года на сцену БКЗ выходил прославленный и легендарный Ансамбль песни и пляски Российской Армии им. Александрова.


БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ - это подарок области Томской филармонии к ее 40-летию. Ведь именно в мае 1986 года состоялась открытие Большого концертного зала на 1200 мест. Он завершил реконструкцию главной площади Томска. Для создания лучшей акустики архитекторы В. Лутикова и В. Лебедева из Центрального НИИ проектирования им. Мезенцева спроектировали его в форме многогранника. Красный кирпич для отделки фасада, который соединили с белыми мраморными вставками, доставляли из города Лодь Латвийской ССР. Идея украсить центральный вход тремя большими светильниками на трезубце принадлежит томскому архитектору Николаю Рыбакову.

Сегодня в БКЗ в год проходит более трехсот симфонических концертов, филармонических мероприятий и гастрольных выступлений.

Два года назад у Томской филармонии появился еще один зал, (при сохранении общей площади). Для проведения камерных концертов, лекториев для детской аудитории, пресс-конференций, торжественных встреч одно из помещений Большого концертного зала было переоборудовано в КАМЕРНЫЙ концертный зал. Не смотря на свою камерность этот зал видел и слышал выдающихся музыкантов и артистов современности - Валерия Гергиева, Дениса Мацуева, Горана Бреговича, Никиту Михалкова, Николая Бурляева, Евгению Догу. И этот список легко можно продолжить. 29 ноября 2014 года здесь состоялась открытие Виртуального Всероссийского концертного зала, а 7 мая томичи вместе со всем миром отметили 175-летие П. И. Чайковского. И дважды в виртуальных концертах принимал участие выдающийся пианист мира Денис Мацуев.



- В будущем наш виртуальный концертный зал я вижу так: экран во всю стену, полноценный объемный звук, чтобы мы создали эффект присутствия на концерте, - рассказывает директор Томской филармонии Марина Шерина.

В 2011 году М,А. Шерина выиграла конкурс и стала руководителем филармонии. Сделать все концертные площадки Томской филармонии посещаемыми томской публикой, повысить уровень исполнительского мастерства всех творческих коллективов и солистов. Такую задачу поставила она перед коллективом филармонии несколько лет назад. И сегодня можно констатировать, что в области профессионального музыкального искусства осуществлено несколько прорывных проектов.

28 мая Томская филармония ждет поклонников симфонической музыки на закрытие 69-го концертного сезона. На сцене Большого концертного зала прозвучит 9-я симфония Людвига ван Бетховена. Именно этим монументальным музыкальным полотном будет завершен монографический цикл «Планета Бетховен» и одновременно оно проложит путь в новый, юбилейный 70-й сезон.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА