bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Закон Пифагора для музыки



ЗАКОН ПИФАГОРА ДЛЯ МУЗЫКИ

Завершился последний в 69-м филармоническом сезоне концерт из абонемента «Истории, изменившие мир. Органная музыка на четыре руки и четыре ноги».

Послушать «Музыку машин» предложил органный дуэт Томской филармонии Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков 24 мая в Органном зале филармонии.

Главная тема концерта развивалась от знакомого всем вальса Андрея Петрова из фильма «Берегись автомобиля», который не совсем обычно звучал на органе «в четыре руки и четыре ноги», до редко звучащих мелодий, написанных Моцартом и Гайдном для механического органа, который был вставлен в напольные часы.

Если вы думаете, что машины – это изобретение ХХ века, то вы… нет, не ошибаетесь, а просто не знакомы с механизмами, для которых писали композиторы еще в XVIII и XIX веках. Ведь машины - это не только автомобили.

Потрясающие истории рассказали музыканты о фельдмаршале, в память которого сочинял великий Моцарт, о немецком композиторе Георге Муфатте, который любил давать своим сочинениям названия на латинском языке, трудно переводимые на русский язык - "Apparatus Musico Organisticus" (1690), или о сочинении о циклопах, построенном по закону Пифагора, который вывел идеальную формулу музыкальной гармонии, услышав звук молотов. И не просто рассказали, но и исполнили эти произведения. И для большей части аудитории они прозвучали впервые.

В афишу концерта вошли и знаменитая Токката и фуга ре минор Баха (на том основании, что в ней использована тема «перпетум мобиле» - вечного движения, да и сам орган – это довольно сложная машина), и аранжировки к музыке компьютерных игр и анимэ (три трека из знаменитого «Трансформера» и к игре «Warcraft»).

Мы говорим «машины» - подразумеваем «движение», «скорость». О космической скорости напомнила музыка Андрея Петрова из кинофильма «Укрощение огня», которой организаторы концерта закольцевали первое отделение вечера.

Машины… Механизмы… Они окружают нас, заменяя везде и во всем. С другой стороны, человек как винтик большого механизма… Такие представления о мироустройстве были рождены техническим прогрессом и эпохальным процессом индустриализации в 30-х годах. В искусстве эти представления нашли свое воплощение в стиле конструктивизма, который господствовал и в живописи, и в музыке. Одноактный балет Прокофьева «Стальной скок», которым Дягилев удивлял Европу в середине 20-х – яркий тому пример. Фрагменты этой конструктивисткой музыки прозвучали в исполнении органного дуэта.

В диалог с Прокофьевым вступил еще один гений ХХ века – Игорь Стравинский. В исполнении стипендиата премии Правительства России, солиста Томского Академического симфонического оркестра Евгения Лукьянчука три пьесы Стравинского для кларнета прозвучали как образцы конструктивисткой музыки. Причем, Евгению для третьей пьесы пришлось перейти с кларнета в строе ля на кларнет в строе си-бемоль. 

Тема «машинной» музыки нашла свое блистательное логическое завершение в музыке из фильма «Чарли и шоколадная фабрика», где главную роль сыграл Джонни Депп.

...Органный сезон завершен. Но орган будет звучать и летом. Уже 3 июня программой «Бах, JAZZ и Лунная соната» открываются «Летние вечера в Органном зале».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА