bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Оркестр и дирижер - одна нервная система
Только что закончилась репетиция Девятой симфонии Бетховена. Самым монументальным сочинением немецкого композитора Томская филармония завершает абонементный цикл «Планета Бетховен». К этому событию оркестр и вся филармония шли два года, пока длился абонементный цикл «Планета Бетховен».

- Дирижерская азбука - это такая кухня, которая подразумевает и работу с партитурой, и разговор о мануальной технике, как средстве воздействия на музыкантов. А это отдельная история, и если углубляться в эту тему, то… - Ярослав Ткаленко, главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра, задумывается, как объяснить жесты словами.

АУФТАКТ

Ауфтакт - основной дирижерский жест, указывающий начало исполнения, определяющий темп, динамику и характер произведения. Ауфтакт – своего рода вдох перед тем, как издать звук.

- Сыграть все симфонии Бетховена – это была хорошая школа для оркестра. Мы оттачивали мастерство и как бы «качали мышцы» на Бетховене, - объясняет Ярослав Ткаленко. - Стиль Бетховена требует точности в исполнении. В его музыке есть вся палитра динамических оттенков и эмоциональных состояний, очень разнообразные инструментальные штрихи: от взрывных акцентов в безумном темпе до бесконечных певучих мелодий, парящих за облаками… Недаром, партитуры Бетховена называют энциклопедией штрихов для симфонического оркестра.

А с Девятой симфонией как дирижер я встретился впервые. Для меня она - действительно титаническое произведение и по образам, и по масштабу музыкального полотна. Только непрерывного звучания музыки - 1 час 10 минут. Исполнение этого сочинения требует большой отдачи от музыкантов. Потому что музыка очень энергетична. Чтобы воспроизвести партитуру, чтобы получить нужное воздействие на публику, музыкантам надо вложить очень много сил.

По затрате энергии репетиции можно сравнить с марафонским забегом. Но если марафонец, пробежав дистанцию, уже достиг своей цели, то оркестр «пробежав» недельный марафон репетиций, еще должен выйти со свежими силами и на полную мощность сыграть концерт. 

ВОЛЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Волевое воздействие – сознательное настойчивое стремление дирижера к достижению конкретного звукового результата. Умение добиться выполнения своих желаний во время исполнения.

- Когда за пультом стоите, всегда знаете, что будет происходить в каждую следующую секунду? Или может такое случиться, что от вас потребует волевого воздействия?

- На сцене нельзя расслабляться. Всегда надо быть начеку… Девятая симфония требует максимального внимания, отдачи от каждого музыканта. Бетховен в принципе весь такой. В его симфониях много трудностей.

Безусловно, потребовало серьезного волевого воздействия и концертное исполнение оперы Жоржа Бизе «Кармен». Причем, не только с моей стороны, но и со стороны оркестра. В филармонии нет возможности, как в оперном театре, репетировать месяцами. Когда оркестр сначала разучивает партитуру, потом приглашаются артисты, начинаются «сидячие» репетиции… А тут солисты приехали из Маринского театра и Новосибирского оперного за день до концерта. Совместная репетиция хора, солистов и оркестра прошла накануне и одна в день премьеры. Конечно, плохо, когда мы работаем в таком цейтноте. Но других условий у нас нет. Ограниченное число репетиций требуют от дирижера максимального волевого воздействия. Потому что с вокалистами всегда надо быть начеку, особенно если последний поёт наизусть: там текст забыл, там такт пропустил, то быстрее, то медленнее вдруг запел. И надо быстро сориентироваться. Что помогло нам достойно представить оперу? То, что практически все певцы и дирижёр сыграли ранее не по одному спектаклю у себя в театрах и хорошо знали музыкальный материал. Поэтому я пошел на риск. Если бы это было новое для меня произведение, я бы не рисковал. Потребовал бы большего количества репетиций. Плюс заинтересованность дирекции и художественного руководства филармонии в успехе проекта, и полная самоотдача музыкантов оркестра.

Было нелегко сыграть рок-концерт с Sream inc. И вновь сводная репетиция - только перед концертом. Мне усложняли жизнь громкие колонки. Не просто оглушали, а все тело к полу прижимало. Ощущение, что через тебя проходят все эти децибелы. Жуткий «рентген». Я был изможден после этого концерта.

- Случались ли моменты, когда испытывали наслаждение от творчества?

- На «Кармен» такое чувство было. Когда чувствуешь, что за тобой идут - это окрыляет. Бывают трудные мгновения, когда «теряешь» солиста или чувство контроля. Но сомнения нельзя допускать. Если даже на секунду вкрадывается в дирижера сомнение, это тут же передается оркестру. Оркестр и дирижер - одна нервная система. Если ты сам скован, скованность твоя идет в оркестр. Если встал за дирижерский пульт - надо быть в состоянии полета, в состоянии творения. Когда дирижер получает удовольствие от процесса, тогда и музыканты играют с удовольствием. И с удовольствием будет слушать публика. Если это будет тяжелая работа, преодоление, то все потуги наши будут ощущаться и слушателями.

ДИРИЖЕРСКИЙ АППАРАТ

Дирижерский аппарат - комплекс слуховых, эмоциональных и двигательных способностей, необходимых для волевого воздействия на исполнителей во время дирижирования.

- Девятая симфония Бетховена потребовала от филармонии не только физических, но и финансовых затрат. Потому что Бетховен написал свою симфонию для оркестра, имеющего большой состав и требующего большой струнной группы. Перед началом репетиций в наличии были только два контрабаса, вместо желательных восьми и ни одного фагота, вместо предписанных партитурой трёх. (речь о музыкантах, а не инструментах - Т.В.)
-Нехватка музыкантов в оркестре - первая и насущная проблема, которая мешает работать. Под конец сезона мы готовили параллельно три концерта - Свиридова «Метель» с Василием Лановым, концерт абонемента «Остров сокровищ», где прозвучали несколько произведений, в том числе «Гоголь-сюита» Шнитке, в которой должны звучать фагот, контрафагот, флейта-пикколо, где задействованы три пианиста, гитара, бас-гитара и много ударных. Чтобы точно исполнить замысел композитора, нужен полный (четверной) состав оркестра. У нас в оркестре на сегодня нет флейты-пикколо. А это верхний очень яркий голос. В группе деревянных духовых нет крайних басов - фаготов. Нет бас-тромбона. Нужен первый трубач. Для исполнения Девятой симфонии делаем досадку - приглашаем музыкантов из других городов.

Эту проблему с кадровым составом оркестра я озвучил губернатору. И даже заострил ее: поддерживайте, помогайте, чтобы мы добирали музыкантов. Он обещал, но, к сожалению, встреча с губернатором случилась в конце прошлого года, когда бюджет на 2015 год уже был сверстан. Может быть, в следующем, 2016-м, область найдёт возможность помочь своему оркестру.

- Значит, репертуар, концертные программы отражают не только стратегию развития оркестра, но и его «здоровье», физические кондиции?

- Мне бы хотелось больше играть музыку ХХ столетия, произведений современных композиторов, киномузыку. Чем более современна партитура, тем более разнообразна она по инструментам и требует большего количества музыкантов. И партитуры хотелось бы брать более богатые по составу. Но только наличие хотя бы тройного состава музыкантов в оркестре дает возможность более свободно и разнообразно формировать репертуар. Слава Богу, удалось укрепить струнную группу. Эта самая многочисленная группа, именно ее называют душой оркестра. Чтобы она звучала, во-первых, должно быть много музыкантов. Чем больше струнников, тем более певучее, богатое, тембристое звучание всего оркестра.

ДИРИЖЕРСКИЙ СЛУХ

Дирижерский слух – способность ясно слышать многокрасочное звучание партитуры как «внутри себя», так и непосредственно во время исполнения. Отличается объемностью слухового восприятия, способностью контролировать баланс звучности голосов оркестра.

- Тем не менее, постоянные слушатели отмечают улучшение качества звучания оркестра. И то, что программы стали разнообразными, интересными. И их стало больше. Они ориентированы на разную аудиторию. Достаточно вспомнить абонемент «Остров сокровищ», в рамках которого прозвучала музыка для компьютерных игр и музыка из мобильных телефонов. И уникальный абонемент «Два короля», которого нет в других филармониях. Один абонемент обеспечил приток нового слушателя, другой - расширение жанровых границ, как симфонической, так и огранной музыки. Благодаря соединению «двух королей» на одной сцене - оркестра и органа - Томск стал местом российских, а то и европейских премьер. Приученный уже к тому, что филармония не устает меняться, слушатель ждет новых, прорывных проектов. Их необходимость уже назрела.

- И они уже запланированы. В октябре пройдет фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова. Имя Денисова позволяет представить не только авангардную, но и более популярную музыку, например, музыку к фильмам. Наша задача - сделать фестиваль постоянным, знаковым для Томска.
Следующая монография, которую исполнит оркестр – «Планета Чайковский», и это тоже будет впервые. Хотя Чайковский, как вы понимаете, всегда был в репертуаре нашего оркестра.

В октябре мы вступаем в 70-й сезон. Пока в плане юбилейных мероприятий нет гастролей. Но планы могут меняться. Я знаю, что мэр Стрежевого высказывал намерения вновь пригласить оркестр, как это было в минувшем сентябре. В юбилейном сезоне мы будем играть со звездами мировой сцены. На 27 октября в рамках абонемента «Во власти клавира» запланировано выступление Дениса Мацуева. Думаю, что и маэстро Гергиев со своим оркестром нас посетит. Хорошо, что он стал частым гостем Томска.

- Абонементы формируют порог ожидания у слушателей. И с каждым годом количество абонементов растет. Растет ли вместе с этим слушательская культура?

- Культура томской аудитории достаточно высокая. Об этом недавно говорил замечательный молодой пианист Алексей Мельников. Он сравнивал нашу публику с итальянской, и сравнение оказалось в пользу томичей. Алексей признавался, что получал наслаждение и от игры с оркестром, и от публики. Мне хочется, чтобы публика прирастала новыми слушателями. Чтобы и молодежи было больше. Чтобы старшее поколение вспомнило, как они ходили в концерты в молодые годы. Говорят, что и профессура местная, и творческая интеллигенция томская чаще бывали на концертах. Мы уже начали налаживать связи с университетами. Встречались с ректором ТГУ Эдуардом Галажинским. Студенческой аудитории мы можем предлагать и особые программы. Мы работаем и с крупными предприятиями Томска. Хотим видеть на симфонических концертах политическую элиту области. Надеюсь, в юбилейный сезон филармония и оркестр наполнят томское пространство красивой музыкой.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.