bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Интерфакты. Часть 21. Аплодисменты
Аплодисменты, а еще лучше — громкие аплодисменты, переходящие в овации, а еще лучше — неистовый рёв публики, в котором смешались восторженные рукоплескания и крики браво: казалось бы, что лучше доказывает, что ты гениально играешь на скрипке (рояле… трубе).
Между тем, как ни странно, самые выдающиеся музыканты не придавали аплодисментам особого значения или даже пытались их отменить.

 

1. Святослав Рихтер, например, играл сонаты Шуберта на своих концертах подряд, без передышки: сразу после того как заканчивалась одна, он начинал играть другую. И публика просто не успевала захлопать.


Без всякого сомнения, он делал это с умыслом, вероятно полагая, что хлопанье в ладоши отвлечет людей (и его самого) от глубокой и проникновенной музыки.

 

2. А выдающийся канадский пианист Глен Гульд и вовсе написал целую программную статью, в которой призывал совсем  запретить апплодисменты!

Статья так и называлась «Запретим апплодисменты!», появилась она в далеком 1962-м году, и в ней, среди прочего, говорилось:
«Но, – возразят многие, – ведь аплодировать после исполнения так же естественно для слушателя, как чихать при взгляде на солнце в ветреный день.» Я отвечу, что можно слушать запись симфонии Бетховена в одиночестве или в компании друзей, и, находясь под глубоким впечатлением от музыки, после её окончания ощутить всего лишь настоятельную потребность отправиться к холодильнику за содовой водой».

 

3. Даже Высоцкий на своих «концертах-беседах» прерывал аплодисменты публики, говоря, что ему просто жалко тратить на это время — лучше он споет какую-нибудь еще одну песню.

4. Чем взрослее и умнее становится музыкант, тем он больше понимает: лучшая реакция публики после окончания пьесы — это тишина. Хотя бы секундная.

Это значит, что люди и правда глубоко погрузились  в то, что ты сказал им средствами музыки, пережили это и даже не могут сразу выйти из этого переживания. А лучший исполнитель — совсем не тот, кому громче всех хлопают.

5.Аплодисменты — это дело скорее физиологическое: музыка шла-шла к кульминации, нагнетание, нагнетание, и вот — разрядка! Но не всегда эта физиология имеет прямое отношение к глубоким мыслям и тонким переживаниям, которые чаще всего есть в настоящей музыке и — в настоящем ее исполнении.

 

6. Аплодируют не только с помощью ладоней.

Скрипачи-артисты оркестров, например, часто «присоединяются» к публике в концерте концерта - аплодируют дирижеру, но делают они это по-своему: стуча тростью смычков о пульты.

 

http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/aplodismenty/