bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ОРГАН прошел МРТ

Йоханес Хюфкен прибыл в Томск из Хальберштадта утром 7 сентября, и в 16.00 уже осматривал орган фирмы «Зауэр». Йоханес - потомственный органный мастер, реставратор исторических инструментов. Как и его отец, глава семейной фирмы, много лет он, подобно доктору, осматривает и «лечит» органы и клавесины.

Томская филармония пригласила этого специалиста из Германии, чтобы он провел экспертизу органа: проверил состояние труб, исправность механики и дал заключение: какой ремонт необходим инструменту, и нужно ли менять условия его эксплуатации. Приглашение имело две причины. Во-первых, подошли сроки профилактической проверки инструмента (последний раз специалисты из фирмы «Зауэр» детально осматривали и ремонтировали орган в 2004 году). Во-вторых, некоторые трубы за это время вышли из строя, чтобы их отремонтировать, нужно экспертное заключение.

- Если провести аналогию с медицинскими обследованиями, то наш орган проходит МРТ, - говорит Дмитрий Ушаков, органист и художественный руководитель филармонии.

С Йоханесом Дмитрий знаком уже несколько лет. Аналогичный случай свел органиста и органного реставратора в Москве, в лютеранском соборе. Вот тогда музыкант имел возможность убедиться в высокой квалификации мастера-реставратора.

Обращаясь к Йоханесу Хюфкену, органист указывает на «маленькую» проблему томского органа: затычки в деревянных трубах летом «ходят» хорошо, свободно, а зимой плохо. На что Йоханес спрашивает: «Когда мы должны приехать, чтобы ремонтировать»? - Весной». И оба смеются.

- Ваш орган не болен, у него хороший звук. Потому что инструмент изначально построен хорошо, он качественный. Именно поэтому пережил и достаточно успешно экстремальные перепады температур и влажности, - сказал после первого осмотра Йоханес. - Но мне еще нужно время, чтобы понять, какой стресс испытывает инструмент круглый год. Я вижу, что его надо чистить, и надо все язычки, что расположены в каждой трубочке, полировать. Они должны легко открываться и закрываться. За десять лет, миновавших со времени последнего капитального ремонта органа, такую процедуру необходимо делать в качестве профилактики.

Органный мастер достает средних размеров трубку, разделяет на две составные части. На тыльной стороне трубке, где и крепится язычок, написана буква b. В немецкой системе обозначения нот она соответствует си-бемоль.

- Холодно или жарко - не влияет на орган, это проблема для слушателей и музыкантов, - говорит по-русски реставратор. - Думаю, проблема в режиме влажности. Плохо, если есть перепады. Оптимально - 50-60 процентов влажности.

Мастер из Хальберштадта интуитивно угадывает главную проблему Органного зала филармонии. Из-за системы отопления зимой воздух очень сухой, бывает, влажность всего 20%, зато летом, случается, доходит до 80%. Большая же амплитуда колебаний влажности - «не есть хорошо». Потому что при низкой влажности деревянные трубы сохнут, у них трещины появляются, у металлических - меняется геометрия, а потом труба намокает. Возникают и другие проблемы, которые будут серьезнее, чем чистка «язычков».

Йоханес фотографирует самую большую органную трубу, что расположена с правого края органа – полтора года назад разошелся паечный шов, и эту трубу необходимо срочно реставрировать. Недалеко находится еще одно проблемное место – там может случиться аналогичная авария. Поднимаемся на «третий этаж» органа – и реставратор указывает на изогнутую трубу: под влиянием перепада влажности поменялась та самая «геометрия». Потому что металл, из которого сделаны металлические трубы, очень тонкий и чувствительный к изменениям условий.

- Все эти трещины и изгибы «лечатся». И, если нас пригласят, мы обязательно устраним неисправности. Но сначала - сухая чистка, потом влажная, - говорит Хюфкен с невозмутимой интонацией доктора.

Однако он не исключает, что в результате придется менять систему отопления. «Об этом давно идет речь. И экспертиза это может подтвердить», - замечает художественный руководитель филармонии.

… В этот приезд Йоханес осмотрел все две тысячи трубок, проверил их звучание на всех регистрах, провел фотофиксацию проблемных мест Весь анализ дефектов он проведет уже в Германии и напишет экспертное заключение.