bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ЗАЖГЛИ ТОМСК!

Напоминанием о том, что 2015 год - год Великой Победы - стал концерт «Память сильнее времени». 23 сентября на сцене Большого концертного зала его дал Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье». Это единственный коллектив в России, который представляет культуру разных этнических групп казачьего сословия. Томичи за полтора часа увидели и услышали песни и танцы донских, терских, черноморских, кубанских и «некрасовских» казаков.

- Почему память сильнее? Потому что это память историческая, сохраняемая в семьях, в сердцах, - говорит художественный руководитель ансамбля Иван Громаков, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист России.

Почти тридцать лет он ставит танцы, руководит ансамблем, созданным в 1981 году.

- Как бы ни расказачивали казаков, эта культура живет и процветает. Темперамент казачьей песни и пляски не оставляет равнодушными никого. В этом мы убедились, выступая и в России, и за рубежом. Только в прошлом году мы дали 213 концертов.

Коллектив, имеющий звание лауреатов и дипломантов многих престижных конкурсов, в Томск прибыл впервые. Их выступление поддержано грантом Министерства культуры России. Масштаб гастролей впечатляет: концерты в более 30 городах Урала, Сибири и Дальнего Востока, от Челябинска до Южно-Сахалинска за полтора месяца.

В гастрольный тур ставропольцы выехали 16 августа, чтобы ко 2 сентября добраться до восточных рубежей страны, ведь Вторая мировая война окончилась о на Дальнем Востоке, После Томска в гастрольном маршруте ансамбля - еще два города Новосибирск и Ханты-Мансийск. Увы, условия гастролей не располагают для знакомства с городами. Но у каждого артиста, по словам художественного руководителя, уже по килограмму магнитов и тарелок из разных городов. Томск гости филармонии увидели, увы, только из окна автобуса.

Зато сцену БКЗ артисты «Ставрополья» оценили сразу - большая, удобная, есть, где нагайкой хлестнуть и шашкой махнуть. Подготовка к концерту началась, как только ансамбль прибыл в Томск. Распаковав груз в 1300 килограммов (костюмы, сапоги, туфли, головные уборы, сабли, пояса, кинжалы, нагайки и другой реквизит), три костюмера Татьяна, Тамила и Ульжана сразу встали за гладильные доски.

У каждой своя группа опекаемых: одна одевает хор, другая – женский балет, третья – мужской балет. Например, Ульжана Магрумова отвечает за юношей, ей предстояло отгладить 128 костюмов для 16 юношей-танцоров. А еще подготовить костюмы для мужского хора. Концерт еще не начался, а костюмы для первых трех номеров висели уже отглаженными. А помощники уже разложили необходимый реквизит для танцев - пику, бочку, бубен, гармошку, дудочку. Пока занавес опущен, артисты репетируют трюки и распеваются. Все бодры, улыбчивы, будто и не было длительного переезда по плохим дорогам. «Для нашего коллектива 800 км - это не расстояние», - шутят ребята.
Песней «Ставропольская земля» хор приветствовал томскую публику.

Взаимопонимание с переполненным залом установилось сразу. Среди слушателей были не только горожане, но и жители районов Томской области. И песня о любви к родной земле сразу легла им на душу. Песня шла об руку с танцем. Джигитовка с саблями и нагайками, сделанная на попурри казачьих песен «С командиром-молодцом любо служить…», «Полюбила казака…», открыла танцевальный марафон. И мгновенно градус настроения в зале значительно повысился.

Программа концерта включала, как известные казачьи и русские песни, например, казачий романс на стихи Давида Самойлова «Когда мы были на войне…» или «Хлеб – всему голова» Кудрина - Балачана, так и песни, которые были записаны во время этнографических экспедиций по Ставропольскому краю. Примечательно, что все вокальные произведения звучали в обработке Вадим Абрамова, музыкального руководителя «Ставрополья».

Что касается танцев, то они поразили разнообразием стилей, сложной и разнообразной хореографической лексикой. Шуточная «Казачья вольница», по сюжету напоминающая выборы атамана, по настроению и стилю сильно разнилась с танцем некрасовских казаков «Некрасовские вечерушки» или с «Казачьей величальной», напоминающую свадебный обряд с рушниками.

- Наш ансамбль тем и хорош, что танцы ставят разные постановщики, и нет единого хореографического почерка. Мы предлагаем разный почерк, разные направления, разный стиль, разные образы. Если говорить, к чему больше склонны – к стилизации или к аутентичности, то надо понимать и отдавать отчет, что зритель приходит за зрелищем, он не будет платить деньги за аутентичность - то есть за, что он видит каждый день, на свадьбе, у себя дома. Он платит за зрелищный костюм, за современные технологии, за современные образы, за современную хореографию, за технику, за акробатику, которую мы используем в танце. А в жизни, на обычном празднике казак не делает такие трюки, какие делают наши артисты. То, что вы видите на сцене - это результат ежедневных репетиций по пять часов. Конечно, хореографы заимствует у этнического танца элементы, сюжеты, но каждый постановщик придумывает свой рисунок танца, он ищет и ставит основные положение рук, ног, корпуса, головы так, как ему надо, в соответствии со своим замыслом. Все, что происходит на сцене – это выдумка балетмейстера, - говорит Иван Громаков как хореограф с полувековым опытом.

Впрочем, не только «выдумка». «Некрасовский блок», занимающий заметное место в репертуаре «Ставрополья», - это результат тщательной и кропотливой работы с этнографическим материалом. Как сами казаки-некрасовцы, которые 200 лет берегли русские православные традиции на земле турецкой, так и хореографы, художники, музыканты, аранжировщики, артисты ансамбля берегут нематериальное культурное наследие земляков.

Даже к любой детали костюма в ансамбле повышенное внимание. Ведь «по одежке» узнают, какой казак вышел на сцену. Черкеска с газырями, штаны-шаровары с голубым узким лампасом, башлык синего цвета, погоны, кубанка с синим околошком – терской казак. Гимнастерка и черкеска с красным узким лампасом, с красным башлыком и красным верхом кубанка – кубанский казак. У дончаков красный широкий лампас на галифе. И оружие тоже не любое к форме подходит. Все строго по царскому указу, изданному еще в XIX веке.

… Полтора часа радовали ставропольцы томичей. Даже когда под финал концерта случилась непредвиденная накладка (сработала пожарная сигнализация), никто из артистов не ушел со сцены, продолжая петь и танцевать. И зрителям это спокойствие передалось. А за кулисами артисты шутили «Мы зажгли Томск!». Имея в виду, безусловно, горячий отклик на выступление ансамбля «Ставрополье».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
ФОТО: Владимир БОБРЕЦОВ.