bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ЗЛАТА ЧОЧИЕВА: «Я не представляю себе жизнь без рояля».

«Себя я не оцениваю как звезду. Моя миссия - подарить незабываемые моменты людям. Я всегда надеюсь, что слушатели будут уходить с моих концертов, переполненные любовью и ощущением прекрасного в душе», - Злата улыбнулась. Немного помедлила и продолжила: «Думать о себе, как о звезде - закрыть себе путь. Я человек достаточно самокритичный. Предпочитаю расти и стремиться к чему-то большему. И не хочу на чем-либо останавливаться».

Разговор со Златой Чочиевой состоялся за полчаса до начала ее первого концерта в Томске. В определенном смысле он был для нее дебютным. Не только знакомство с новой публикой и новой сценой. Она впервые выступала в рамках проекта Министерства культуры РФ и Московской филармонии «Звезды XXI века». Хотя с Московской филармонией сотрудничает уже несколько лет. Наш город выбрала сама, потому что Сибирь, по ее признанию, она любит давно. И произведения для первого знакомства с томичами Злата тоже выбрала по своему вкусу.

- Я всегда стараюсь найти компромисс между своими пристрастиями и тем, что может быть интересно моему слушателю. Поэтому в программе Шопен, который всегда и всем ложится «на ухо». Этюды Фредерика Шопена - мои любимые. Сегодня исполняю только 25-й опус, а вообще я записала на диск все 27 этюдов. Сергей Васильевич Рахманинов - еще один мой любимый композитор и пианист. Недавно записала диск со всеми его этюдами-картинами. В концерте прозвучат лишь восемь. Соната №2 Сергея Прокофьева для меня - одно из самых захватывающих и интересных фортепианных произведений. И еще одна соната с тем же номером, но уже Александра Скрябина. Программа построена разнообразно и так, чтобы мы смогли окунуться в миры разных эпох и разных культур. Все композиторы и все произведения, включенные в программу, представляют совершенно уникальный мир поэзии, который вечен, и в то же время выражают определенное время.

- Время Скрябина и Рахманинова - это время «тектонического сдвига» культур, слома эпох, исторических катаклизмов. Современник улавливал токи времени в их музыке. Что вы сегодня хотите сказать этой музыкой?

- Такая музыка написана на века. С другой стороны, всегда интересно вспомнить события минувших эпох, этюды-картины Рахманинова - последние романтические произведения в этом жанре. Они создавались в дни исторических переворотов и мучительных сомнений, когда композитор принимал решение покинуть родину. Эта музыка полна трагических предчувствий. Мы не должны забывать своей истории, что случилось и почему случилось. От этого наша жизнь будет более честной и справедливой. Надо помнить и трагические события в истории страны, и свои ошибки. Об этом напоминает музыка еще и еще раз. С другой стороны, Скрябин и Рахманинов - люди одной эпохи, но совершенно разные индивидуальности. Разные по духу композиторы. Сто лет назад Сергея Васильевича осуждали, что в его музыке нет каких-то новых исканий. В отличие от Скрябина, который всегда мыслил очень авангардно, Рахманинов оставался приверженцем того романтизма, который есть и у Шопена. И этот романтизм не истребим. Он сохранился до наших дней.

- Вы романтик?

- Бесспорный. Поэтому мне очень близок Шопен, очень близок Рахманинов.

- Кто из ваших учителей исповедовал романтизм и вам предал такое отношение к миру?

- Это сложный вопрос. Михаил Васильевич Плетнев - не совсем романтик. Хотя, бесспорно, в его творчестве присутствует романтизм. Для меня он скорее - сверхчеловек. Это космический человек, который парит в другом мире… Когда я его слушаю, особенно, когда он исполняет Скрябина, чувствую что-то космическое. То, что он делает, не подвластно нашим понятиям…

- В Вашей официальной биографии написано, что Плетнев заметил Вас и выделил из общего потока юных дарований на одном из фортепианных конкурсов. И он сам предложил заниматься у него. Как проходили Ваши занятия?

- Мне было 14 лет, когда познакомилась с Михаилом Васильевичем. Он был удивительно добр. Мне он запомнился как человек необыкновенно великодушный. Очень теплый. Возможно, это кого-то и удивит. Чаще он создает впечатление неприступного человека и очень отстраненного. Я благодарна судьбе, что встретила на своем пути такого удивительного человека и великого музыканта. Такие гении рождаются раз в сто лет.

- Не мешала ли Вам его известность заниматься с ним?

- Вначале я волновалась. Тем более для меня Михаил Васильевич был самым-самым любимым пианистом. Но с первой минуты, когда начала играть для него, общаться с ним, он посылал настолько теплые, успокаивающие волны, что я настраивалась на них и переходила на профессиональный творческий лад. Не было никакого мандража, страха. Михаил Васильевич не ждал и не требовал поклонения. Очень хорошо общался со своими учениками. Я приходила к нему домой. Мои родители ждали внизу. Мы занимались с Михаилом Васильевичем по многу часов, обычно по пять. Слушали много записей, не только его концертов, но и его коллег. Работа шла не только возле рояля. Он советовал, какие книги читать, что узнавать. Надо было владеть и симфоническим репертуаром. Михаил Васильевич требовал от своих учеников чтение с листа, понимать, запоминать партитуры.

- И это в 14 лет!

- Да, это было что-то выше того уровня, к которому человек в 14 лет привыкает. У Плетнева была очень высокая планка. Нужно было учить большой репертуар. Приносить каждый раз новое выученные сочинения. И разговоры были не детские, а философские. Он говорил о том, как воплощать смелые идеи в творчестве, в музыке. Конечно, шла работа и над техническими сторонами исполнительства. Я очень благодарна Михаилу Васильевичу за эти уроки музыки. Для меня открылись иные сферы. Буквально за несколько уроков я почувствовала, что стала играть по-другому. Буду благодарна до конца жизни за те знания, те ключи, которые он мне подарил, чтобы открыть какие-то секреты мастерства фортепианного исполнительства. Я искренне это говорю.

Список наград и побед Златы Чочиевой на различных международных конкурсов впечатляет. Теперь легче не перечислять, а просто представлять пианистку как лауреата 14 международных фортепианных конкурсов.

- Вы открывает наш филармонический абонемент «Во власти клавира». Помните ли тот момент, когда ощутили власть клавиш над собой?

- Власть над собой или власть над роялем?

- О, это тоже интересный аспект. Можно и так повернуть вопрос.

- Концертировать я начала в пять лет, а в семь уже точно решила, что буду музыкантом, пианисткой. Очень любила выступать на сцене. Я даже никому не заявляла: хочу быть пианисткой. Но с первого конкурса стало всем ясно - мое будущее связано только с музыкой. С тех пор я не представляю себе жизнь без рояля, без сцены. Для меня мысль быть не музыкантом - просто страшная мысль. Страшная!

- А власть над роялем? Когда пришло ощущение свободы?

- Сложно сказать. Сейчас, конечно, для меня рояль - это близкий друг. Я редко ощущаю какие-то проблемы в коммуникации в наших отношениях. Обрести свободу, артистическую свободу и техническую свободу, что включает не только виртуозность игры, но и звукоизвлечения, и какие-то ощущения времени и многое другое - в этом мне помог как раз Михаил Васильевич Плетнев.

- Поговорим о том, что составляет часть жизни артиста, но напрямую с музыкой не связано. Это концертное платье. Часто ли задаете себе вопрос: что надеть, что предпочесть?

- Наш внешний вид - это чувство уважения по отношению к нашей публике. И как говорил Владимир Самойлович Горовиц, тоже один из моих любимых пианистов, в артисте должно быть все идеально, в том числе и внешний вид. Я эти слова хорошо помню. Конечно, я люблю выглядеть красиво. Но во время концерта, честно сказать, у меня не хватает эмоциональных сил заботиться о том, как я выгляжу со стороны. Когда исполняю концерт, я настолько фокусирована музыке, чтобы воплотить все свои идеи в музыке. Поэтому мой главный помощник в выборе костюма - моя мама. Большинство платьев выбирает она.

- Верите ли вы в приметы, например, в счастливое платье?

- Сейчас я на такие мелочи не обращаю внимание. И вообще я - не суеверный человек, а верующий. Это разные вещи.

…Искушенная публика по достоинству оценила изысканность фортепианного вечера. «Программа была сложной и интересной - столько много сильных и ярких сочинений сразу! Редко когда услышишь их в таком сочетании. Это невероятное счастье!» - призналась во время автограф-сессии одна из слушательниц.

Для этой молодой особы, впрочем, как и для многих пришедших 24 сентября в Органный зал, концерт стал открытием нового имени. Злата Чочиева, известная в кругу пианистов как одаренный и сверхталантливый ребенок, предстала перед томским слушателем зрелым и сильным пианистом. «Такая хрупкая - и такая сильная! Откуда берется мощь такая»?! - восклицали одни. «Такое ощущение: что музыка воспринимается не через мысли или образы, а сразу, прямо попадает на органы чувств. И это невероятное ощущение», - говорили другие.

Главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко, присутствующий на концерте, сделал предложение пианистке - сыграть вместе с оркестром. Злата с улыбкой приняла это предложение. А у публики появился шанс еще не раз услышать игру самой молодой заслуженной артистки Республики Осетия в Томске.

Текст: ТАТЬЯНА ВЕСНИНА

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.