bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ЕСЕНИН в «СИБИРСКИХ УЗОРАХ»:
Каких только прозвищ не давали ему! Как только сам он себя ни называл! Златоглавый. Хулиган. Поэт-скандалист. Златоустый блатарь. Музыковед Вера Тимофеева вынула из пригоршни хрестоматийных определений свой, музыкальный поворот: «Последний поэт деревни».

Премьера музыкально-поэтической программы, которая состоялась 3 октября в Органном зале Томской филармонии, стала приношением к 120-летие со дня рождения Сергея Есенина. Есенинская тема полно раскрылась для исполнителей и слушателей в русской звучащей тональности. Музыка - о чудо! - помогла найти верный путь к пониманию поэта.

В роли Сергея Есенина выступил артист Томской драмы Александр Рогозин. И это был не просто его дебют на филармонической сцене: томская публика в известном драматическом артисте открыла для себя мастера художественного слова. Начал Александр - Есенин лирическую биографию поэта с нежной, тихо звенящей ноты признания в любви к природе родной рязанщины. Кому доводилось бывать в селе Константиново, на родине поэта, тот подтвердит, что в стихотворении «Осень» («Тихо в чаще можжевеля по обрыву/ осень, рыжая кобыла, чешет гриву…») даны точные топонимические приметы места: обрыв над Окой, заросли рябины по краям дороги, которая ведет к храму.

Образ родины - есенинской Руси с ее сосущей синевой, голубыми ставнями, облаками в ризах и покосившимися домами - стал лейтмотивом вечера. Он ткался из поэтических строк и писем поэта к родным, из отрывков автобиографии и песен.

Есенин в исполнении молодого артиста представал сначала по-юношески восторженным, удивленным и радостным от обрушившейся на него славы, затем страдающим от непонимания, покаянным и влюбленным, а то вдруг являлся отрешенным, а через стихотворение - уже принимающим мир, измененным революцией. Со сцены звучали оптимизм и горькое прозрение, щемящая боль за родину и философское понимание мира, слышался кураж и всеобъемлющая любовь.

Русская душа, которая то надрывно страдает, то заливисто и радостно поет, то звенит хрустальными нотками в прозрачной выси небес, то пускается в разудалый пляс, звучала в музыкальном пространстве вечера. Узорную музыкальную канву мастерски создавал филармонический ансамбль «Сибирские узоры»:

Николай Кузнецов (балалайка),

Владимир Дорохов (гармонь, виброфон),

Вадим Немерещенко (балалайка-контрабас), вышивавшие свои соло по ткани концерта.

Дуэтом разговаривали два баяна Игоря Мудрина и Александра Комарова. Для Александра этот вечер стал тоже дебютным - он впервые выступил в составе ансамбля. Сочный тембр его баяна неизменно отмечался слушателями аплодисментами.

Переливчатость русских наигрышей обеспечили два домриста - Максим Алохин и Станислав Фельдбейн.

Ударные акценты в музыкальной партитуре расставлял Максим Лукьянов.

Татьяна Костылева и Екатерина Дворниченко, душевно исполнившие песни на стихи Есенина, выткали свой изумительный русский орнамент.

Утверждением первенства серебряных звуков в «железной» цивилизации, торжеством жизни стало заключительное стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…». Все слилось, соединилось в один прекрасный ансамбль - чтец и музыканты, поэзия и музыка.

И каждый слушатель уносил в душе свой, и в то же время для всех единый песенный образ последнего поэта деревни.

Текст: ТАТЬЯНА ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.