bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Путешествие по Вселенной Денисова



10 октября на сцене Большого концертного зала был дан старт Международному музыкальному форуму им. Э.Денисова.

Эдисон Денисов с экрана и со сцены, через рассказ его жены и через свою музыку вновь пришел к своим слушателям. Он любил живопись. Он любил снег. Он ценил красоту мысли в математике и в музыке. Он испытал гонения и познал славу. Он был и остается русским композитором, без музыки которого уже не представима музыка ХХ века.

С самых неожиданных сторон открылся человек, чье имя в последние два десятилетия стало культурным брендом Томска. Четырехминутный фильм, показанный перед торжественным открытием форума, стал своеобразным эпиграфом. Судьба и жизнь композитора, представленные через фотографии и архивные записи, связала в единое музыкально-художественное пространство Томск, Москву и Париж. 

Проводником в это пространство и в творческий мир Эдисона Денисова стала его супруга - музыковед Екатерина Денисова-Брюжман. Она специально прилетела из Парижа, чтобы участвовать в торжественном открытии форума и вести концерт. - Томск всегда был для Денисова и оставался до конца жизни важной точкой для вдохновения, для воспоминаний, - подчеркнула она неразрывную связь композитора с мировым именем и его родиной.


Томский Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко в первом отделении концерта исполнил сочинения Эдисона Денисова, которые представили разные грани таланта композитора.

Сюита из музыки к кинофильму «Безымянная звезда», который знаком многим и многими любим за красивую романтическую историю любви двух людей из разных миров, очертила первый круг Вселенной Денисова.

- Он написал много музыки к кино. Она звучит в более 60 фильмах. Но причина обращения к киномузыке - грустная. В 60-е годы, когда Денисов начинал свою творческую деятельность, а начинал он ее как авангардист (это направление было практически запрещено в официальной советской культуре), и чтобы выжить, он писал музыку к фильмам, спектаклям, радиопостановкам. Однако «грустная причина» подарила Денисову знакомство и дружбу с такими творческими личностями, как Юрий Любимов и Игорь Кваша. А слушателям - любимые и незабываемые мелодии. 

Пьеса «Живопись», написанная современным языком, где голос каждого оркестрового инструмента звучит как яркая краска, тоже входит во Вселенную Эдисона Денисова. Именно такая концепция сформировала афишу концерта и форума в целом. Одна из задач организаторов заключалась в том, чтобы показать то искусство, что формировало художественный мир композитора.

- «Живопись» - это раннее произведение Денисова, написанное еще в 1970 году, - предуведомила ведущая концерта. - Так сказать, его проба пера. Он посвятил его своему большому другу - Борису Биргеру. В этом сочинении Денисов музыкальными средствами воспроизводит художественную технику Биргера, который в своих картинах любил «цветовые микстуры». И Денисов любил это слово: «микстуры». В «Живописи» он работал с оркестром, как художник работает с палитрой. Каждый звучащий инструмент - это особая краска. И в этом тоже Денисов следует за Биргером.

Подсказка музыковеда помогла слушателям не только услышать, но и увидеть мысленным взором эту картину. Она получилась у каждого своя, но у всех динамическая. Потому что чистые «цвета» флейты накладывались на грудной голос гобоя, а на них ложились прозрачные голоса скрипок и звон колокольчиков. Это «послойное» смешение красок создавало сонорные «микстуры». Когда зазвучали тромбоны, слушатели будто увидели, как сквозь хроматические «микстуры» проступают черты героя. Драматическая тема «Живописи» связана с судьбой самого Биргера - он был солдатом Великой Отечественной, в живописи изобрел свой стиль, но его дважды исключали из Союза художников и из партии.

Среди знаковых имен, которые образуют Вселенную Денисова, прежде всего, следует называть имена Шуберта и Дебюсси, композиторов, чью музыку Денисов любил и ценил.

- Шуберт для Денисова был совершенно особенным композитором. Какая –то мистическая, астральная связь существовала между ними, - подтвердила Екатерина Денисова-Брюжман. - Эдисон Васильевич признавался, что Шуберт для него как идефикс, что он всегда присутствует и как бы подсказывает, как надо писать. Денисов оркестровал несколько циклов вальсов Шуберта. Делал это для себя. А в конце жизни Денисов столкнулся с Шубертом в другом амплуа. Ему предложили дописать шубертовскую оперу «Лазарь. Торжество воскрешение», как раз воскрешение Шуберт и не дописал. Это сделал Денисов, в самом конце своей жизни, в 1995 году.

То, как звучала оркестровая версия Денисова вальсов Шуберта в исполнении томских музыкантов, судя по дружным аплодисментам, публике понравилось. Но восторг вызвало исполнение Первой рапсодии для кларнета и оркестра Клода Дебюссии. Соло на кларнете блистательно исполнил лауреат международных конкурсов, стипендиат Правительства РФ Евгений Лукьянчук. Дебюсси дал возможность почувствовать истоки вдохновения композитора ХХ века.

- У меня часто спрашивают, как нужно воспринимать музыку Денисова, потому что она современная, - говорит супруга композитора. - Но, во-первых, сочинения Денисова уже принадлежат прошлому веку. Музыка сегодняшнего дня - другая, гораздо более интересная и оригинальная. Во-вторых, есть музыка, которая идет к вашему сердцу, которая задевает, вызывает эмоции, воспоминания, размышления. А есть музыка, которая проходит мимо вас. И пока вы не услышите, вы не можете знать, как на вас повлияет современная музыка. Главное - быть открытым к новому. Это касается и музыки, и живописи, и литературы. Надеюсь для тех, кто не знаком был раньше с музыкой Денисова, станет вечером открытия.

Тех, кто впервые открывал для себя творчество композитора-земляка, было немало. Но в зале присутствовали и те, кто помнит концерт 1990 года, на котором присутствовал сам Эдисон Денисов. Тот концерт в двух отделениях памятен тем, что оркестр под управлением Илмара Лапиньша исполнил концерт для виолончели с оркестром (солировал ныне заслуженный артист РФ Виталий Максимов). Музыку своего знаменитого земляка симфонический оркестр играл не только в Томске, но и в Москве, будучи там на гастролях. Но оперную музыку Денисова старейшему коллективу Томской филармонии еще не доводилось играть.

Завершили первое отделение три фрагмента из знаменитой оперы Эдисона Денисова «Пена дней». Роман Бориса Виана «Пена дней», по словам его супруги, настолько понравился Эдисону Васильевичу, что он захотел написать оперу. И написал ее в 1981 году. В своих записных книжках композитор позже признается: «Пена дней», конечно, была самым важным для меня сочинением. Мне было просто необходимо её написать. Она жила во мне слишком много лет, и я не мог не написать её. Бог мне помог сделать это».

Вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром на сцену вышла Хоровая капелла ТГУ под управлением профессора, Заслуженного деятеля искусств РФ Виталия Сотникова. И для капеллы это тоже был первый опыт работы с музыкальным материалом не только земляка, но и выпускника Томского университета. Денисов не раз признавался, что университетские профессора оказали на его творчество Денисова не меньшее влияние, чем коллеги-музыканты
.
- Наш оркестр уже не первый раз сотрудничает с капеллой ТГУ, - напомнил главный дирижер и художественный руководитель Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко. – Я рад новой встречи с коллективом, с которым давно установилось полное взаимопонимание. На этот раз мы совместно исполняем программное сочинение композитора. Три фрагмента «Пены дней» – это три разных настроения. В «Свадьбе» звучит красивый хорал. Во втором фрагменте «Смерть Алисы» - музыка трагическая по характеру. И достаточно сложная для певицы. Сложна она тем, что в ней нет никакой гармонической и ритмической поддержки, весь аккомпанемент, все сопровождение солиста – это что-то как будто музыка из подсознания.

С этой сложнейшей задачей очень достойно справилась Ольга Иванова, доцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культуры ТГУ. В эпилоге, где герой остается одинок, потому что его любимая умерла, мужской плач на фоне красивого, торжественного реквиема в исполнении капеллы звучал в исполнении солиста Тюменской филармонии Александра Гайнутдинова.

Второе отделение концерта было представлено Пятой симфонией Чайковского. Ее исполнением Томский Академический симфонический оркестр наметил внешние границы Вселенной Денисова.

Следующая встреча с музыкой Эдисона Денисова произойдет 15 октября. Хор Смольного собора в Органном зале исполнит духовные сочинения композитора. Напомним, что форум проходит при поддержке Министерств культуры РФ и Администрации Томской области.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото:  Владимир Бобрецов.
           Олег Асратян.