bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Приход весны» на мировом уровне

Хор Смольного Собора впервые исполнил «Приход весны» Эдисона Денисова на родине композитора.

Хоровой цикл на стихи А.Фета прославленный коллектив под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова специально подготовил для участия в Международного музыкального форума им. Э.Денисова. Слово «впервые» можно отнести не только к исполнению. 15 октября Камерный хор из Санкт-Петербурга впервые прибыл в Томск. Это стало возможным не только благодаря приглашению организаторов фестиваля, но и благодаря проекту «культурная столица», которая сместилась далеко на восток, и Сибирь стала центром притяжения многих прославленных и именитых коллективов.



- Благодаря фамилии «Денисов» мы оказались в Томске, о чем мечтали давно, - признался художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора Смольного Собора. - Хорошо, что у вас такой композитор родился! Он известен как автор атональной музыки, но я не могу сказать, что «Приход весны» - это похоже на Эдисона Денисова. По письму и по выбору сюжетов (стихи Афанасия Фета предполагают особенную лирику) скорее - на сочинения конца XIX - начала XX. Если не знать, что это Денисов, можно было предположить, что это Аренский или Чесноков, может быть Хиндемит. Хотя авангардное в этом цикле есть. И, может быть, теоретики что-то услышат в нашем исполнении. Я увидел в цикле какие-то попытки сделать хотя бы несколько тактов додекафонии, но и это хорошо вписывается в тональный план, и «Приход весны» скорее звучит консонансно, чем диссонансно. Действительно это цикл, так как предыдущая тональность совпадает с началом аккорда следующего номера.



Сочинение, написанное Эдисоном Денисовым в 1984 году, на родине композитора исполнялось лишь однажды. Но так, как ее спел Камерный хор Смольного Собора, можно считать образцовым. Коллектив, который не раз участвовал в мировых премьерах, и к этому концерту подошел с той же ответственностью. Легкий и полетный язык, которым написан вокальный цикл, удивительно гармонично лег на голоса певцов. Чистые, хрустальные звуки в прозрачной тишине, поднимаясь к сводам Органного зала, создавали модель Божественного мироздания. Тема вечного умирания и обновления природы, как и тема гармонии человека и природы, оказались неожиданно актуализированы непогодой - метелью и холодным ветром. Но контрастное соединение названия цикла «Приход весны» и фактический приход зимы в Томск рождало мысли о вечности бытия.



Петербургский коллектив в своем исполнении соединил и представил как традиции русского исполнительского вокального искусства, так и современную манеру академического пения. По словам Владимира Беглецова, работа над вокальным циклом оказалась «странна и неожиданна» для хора. Но коллектив, который поет разную музыку: от Шютца до Пендерецкого, от Пёрсела до Десятникова, с музыкальным материалом Эдисона Денисова справился превосходно. Главный дирижер хора не исключает возможности включения этого цикла в постоянный репертуар коллектива.



Напомним, Камерный хор Смольного Собора был создан в 1991 году и назван по месту своего рождения: в 1990 году архитектурный шедевр Ф.-Б. Растрелли – Смольный собор – обрел статус концертно-выставочного зала. Руководителями хора были С.Легков, А.Петренко, Э.Кротман, с 2004 года его возглавляет В.Беглецов. В репертуаре коллектива – музыка четырех столетий. Особое место в программах хора занимает русская классика – духовные и светские сочинения Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Гаврилина, Шнитке. Входя в состав Музея-памятника «Исаакиевский собор», хор имеет эксклюзивное право выступлений в Спасе на Крови, Исаакиевском, Смольном и Сампсониевском соборах. Коллектив гастролировал в странах Европы, выступал на Всероссийских ассамблеях, на фестивалях «Звезды белых ночей», «Площадь искусств» и Пасхальном фестивале, сотрудничал с ведущими оркестрами Петербурга, с коллективами Польши, Германии, Голландии, Франции.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.