Хор Смольного Собора впервые исполнил «Приход весны» Эдисона Денисова на родине композитора.
Хоровой цикл на стихи А.Фета прославленный коллектив под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова специально подготовил для участия в Международного музыкального форума им. Э.Денисова. Слово «впервые» можно отнести не только к исполнению. 15 октября Камерный хор из Санкт-Петербурга впервые прибыл в Томск. Это стало возможным не только благодаря приглашению организаторов фестиваля, но и благодаря проекту «культурная столица», которая сместилась далеко на восток, и Сибирь стала центром притяжения многих прославленных и именитых коллективов.
- Благодаря фамилии «Денисов» мы оказались в Томске, о чем мечтали давно, - признался художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора Смольного Собора. -
Хорошо, что у вас такой композитор родился! Он известен как автор атональной музыки, но я не могу сказать, что «Приход весны» - это похоже на Эдисона Денисова. По письму и по выбору сюжетов (стихи Афанасия Фета предполагают особенную лирику) скорее - на сочинения конца XIX - начала XX. Если не знать, что это Денисов, можно было предположить, что это Аренский или Чесноков, может быть Хиндемит. Хотя авангардное в этом цикле есть. И, может быть, теоретики что-то услышат в нашем исполнении. Я увидел в цикле какие-то попытки сделать хотя бы несколько тактов додекафонии, но и это хорошо вписывается в тональный план, и «Приход весны» скорее звучит консонансно, чем диссонансно. Действительно это цикл, так как предыдущая тональность совпадает с началом аккорда следующего номера. Сочинение, написанное Эдисоном Денисовым в 1984 году, на родине композитора исполнялось лишь однажды. Но так, как ее спел Камерный хор Смольного Собора, можно считать образцовым. Коллектив, который не раз участвовал в мировых премьерах, и к этому концерту подошел с той же ответственностью. Легкий и полетный язык, которым написан вокальный цикл, удивительно гармонично лег на голоса певцов. Чистые, хрустальные звуки в прозрачной тишине, поднимаясь к сводам Органного зала, создавали модель Божественного мироздания. Тема вечного умирания и обновления природы, как и тема гармонии человека и природы, оказались неожиданно актуализированы непогодой - метелью и холодным ветром. Но контрастное соединение названия цикла «Приход весны» и фактический приход зимы в Томск рождало мысли о вечности бытия.
Петербургский коллектив в своем исполнении соединил и представил как традиции русского исполнительского вокального искусства, так и современную манеру академического пения. По словам Владимира Беглецова, работа над вокальным циклом оказалась «странна и неожиданна» для хора. Но коллектив, который поет разную музыку: от Шютца до Пендерецкого, от Пёрсела до Десятникова, с музыкальным материалом Эдисона Денисова справился превосходно. Главный дирижер хора не исключает возможности включения этого цикла в постоянный репертуар коллектива.
Напомним, Камерный хор Смольного Собора был создан в 1991 году и назван по месту своего рождения: в 1990 году архитектурный шедевр Ф.-Б. Растрелли – Смольный собор – обрел статус концертно-выставочного зала. Руководителями хора были С.Легков, А.Петренко, Э.Кротман, с 2004 года его возглавляет В.Беглецов. В репертуаре коллектива – музыка четырех столетий. Особое место в программах хора занимает русская классика – духовные и светские сочинения Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Гаврилина, Шнитке. Входя в состав Музея-памятника «Исаакиевский собор», хор имеет эксклюзивное право выступлений в Спасе на Крови, Исаакиевском, Смольном и Сампсониевском соборах. Коллектив гастролировал в странах Европы, выступал на Всероссийских ассамблеях, на фестивалях «Звезды белых ночей», «Площадь искусств» и Пасхальном фестивале, сотрудничал с ведущими оркестрами Петербурга, с коллективами Польши, Германии, Голландии, Франции.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.