bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Не бояться терменвокса!

Олеся Ростовская рассказала о Денисове, Шуберте и о себе «голосом Термена».
Музыка и физика только на первый взгляд – явления разного порядка. Физики и музыканты знают, что их объединяет - интерес к звуку. В этом убеждает и судьба русского изобретателя, музыканта и физика Льва Термена, и публика, которая пришла слушать его изобретение - терменвокс. 18 и 19 октября томичи смогли не только услышать этот необычный элетромузыкальный инструмент, но некоторые даже умудрились поучиться играть на нем.

Физики и лирики в шоке


Интерес к теременвоксу, равно как и к исполнительнице на нем - Олесе Ростовской проявила самая разнообразная публика. На концерт в Органный зал пришли физики, актеры, режиссеры, философы, политологи, журналисты, филологи, инженеры - все профессии и не перечислишь. Знакомые с законами физики, понимали суть чуда. Не физики просто удивлялись тому, что происходило на сцене.

Удивляться было чему. И способу звукоизвлечения. И самому звуку - не совсем естественному, иногда резкому, иногда округлому. У кого-то он вызывал ассоциации с «космической» музыкой, у кого-то с «мистической», у кого-то с электронной или компьютерной. Удивлялись и тому, как необычно звучат произведения, которые исполнялись на этом инструменте. В программу вошли как музыка, давно ставшая классикой - «Аве Мария» Шуберта, «Аве Мария» Баха-Гуно, Баркарола из «Сказок Гофмана», так и сочинения самой Олеси Ростовской, ее медитации, импровизации, «Предчувствия», написанные в XXI веке. Но концерт начался с музыки ХХ века, с имен учителей – с хорала профессора Московской консерватории Альберта Лемана. А далее орган сменил терменвокс.


Сочинения Эдисона Денисова - «Для Даниэля» (переложение фортепианного сочинения), Соната для солирующего кларнета (1972), его же хрестоматийное сочинение «Пение птиц» (1969), имеющее важное пояснение: «для подготовленного фортепиано и магнитофонной ленты» - задали главную тему вечера – о внимании к звуку и шумам композиторов ХХ и ХХI веков и их экспериментам над звуком. Они побуждали к размышлениям: как «конкретная» музыка второй половины ХХ века, появившаяся после шумовых экспериментов итальянцев (Руссоло), французов (Сати) предвосхитила эксперименты с музыкой в XXI веке.

Глоток вина с последним аккордом


Но для тех, кто не впервые пришел на концерт Олеси Ростовской, интересна была сама исполнительница и композитор и ее оригинальные сочинения. К слову, они оригинальны не только в музыкальном отношении: последнее ее «Предвкушение» завершилось раскупориванием бутылки красного вина и угощением коллег по сцене. Последний глоток вина был выпит с последним аккордом – именно так и было задумано композитором.

Олеся Ростовская была приглашена для участия в форуме имени Эдисона Денисова в числе первых.


- Она – молодой и активно пишущий композитор, - поясняет Дмитрий Ушаков, художественный руководитель Томской филармонии. - Ею созданы сочинения для симфонического оркестра, хора, органа, карильона, а также камерная, вокальная музыка, музыка к театральным постановкам, радиоспектаклям, мультимедийным инсталляциям, электроакустические композиции. И если мы хотим на форуме представить современное и молодое лицо композиторов, которые в той или иной мере продолжают линию Эдисона Денисова, то Олеся – одна из кандидатур.

Ее произведения звучали в залах Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Московском Международном Доме Музыки, Концертном зале Мариинского театра. Олеся Ростовская – лауреат многих международных конкурсов, как среди пианистов, так и среди органистов и карильонистов. Кроме того, что Ростовская владеет игрой на трех инструментах - фортепиано, органе, карильоне, она знает толк в звонарском деле - училась на курсах звонарей и даже работала звонарем.

Но томичам выпускница Московской и Санкт-Петербургской консерваторий хорошо известна, прежде всего, как органистка и как терменвоксистка. Некоторые искушенные томские меломаны слушали игру Ростовской на карильоне в Санкт-Петербурге и ее органные концерты в Москве.


- Моя самые любимые слушатели - те, которые пришли ко мне во второй раз, - говорит Олеся Ростовская. - Я знаю, они пришли не за «цирком», а пришли за музыкой.За тем, что может производить терменвокс. Он жив почти сто лет, несмотря на разные периоды забвения, за это время он доказал свое право быть настоящим музыкальным инструментом.

«Кажется, я знала о терменвоксе всегда»


Можно ли за вечер научиться играть на терменвоксе? Этот вопрос задавали многие слушатели сразу после концерта. И выразили готовность прийти на мастер-класс. Он был первым из серии мастер-классов, которые проходили в рамках музыкального форума им. Э. Денисова.

Сцена Камерного концертного зала 19 октября напоминала научную лабораторию, где проводят какие-то опыты и испытания: провода, акустические приборы, антенны.

Инструменты Олеся настраивает сама. Проверяет звучание. В отличие от концерта на мастер-классе на сцене стоят два терменвокса. Один - для Олеси. Это мастеровой инструмент, сделанный мастером Георгием Павловым, который получил специальный заказ из Японии. Другой - для желающих попробовать себя в качестве терменвоксиста. По словам Олеси, этот фабричный инструмент - рабочая лошадка, безотказный, выдержал не один мастер-класс.

- Иногда люди думают, что на термевоксе не надо учиться играть: нет клавиш, нет струн, нет клапанов. Вышел руками помахал – и «Аве Мария» полилась.

Олеся Ростовская говорила и втыкала в разъемы терменвокса провода разной толщины. - Как показывает практика игроками высокого класса стали люди, у которых уже было музыкальное образование в какой-то другой области, кто умеет играть на другом инструменте. Почему? Терменвокс очень требователен к музыкантам. Человек должен хорошо представлять не только, что он хочет играть, но и как он хочет это сделать. А для этого должен быть музыкантский опыт. Без этого опыта на терменвоксе человек долго будет производить немузыкальные звуки.

Олеси Ростовской, владеющей несколькими инструментами и теорией композиции, потребовалось четыре месяца от первого подхода к инструменту до первого концерта.

- Мой путь к терменвоксу лишен всякой загадочности. Хотя не первый год я планирую придумать оригинальный ответ. Я все время журналистам хочу рассказать, как меня украли инопланетяне и что-нибудь мне вживили, какую-нибудь антенну. Но каждый раз я говорю правду: не было ничего особенного в моем обращении к терменвоксу. Я не помню момент, когда узнала о терменвоксе. Мне кажется, я знала о терменвоксе всегда. И когда технически представилась возможность - стала играть. Невозможно научиться, не имея терменвокса.

Глюк - на вольтметре


Мастер-класс Олеся Ростовская начала с устройства инструмента. Как говорил персонаж «В бой идут одни старики»: «Учите матчасть!»

- Так выглядит терменвоск сверху, - при этих словах Олеся перевернула инструмент, чтобы зрители увидели набор разных кнопочек. - Часто спрашивают, каково назначение этих ручек? Одна кнопка включает звук. С помощью другой можно настраивать радиус электромагнитного поля левой антенны. Играя на терменвоксе, исполнитель изменяет, высоту тона с помощью движений правой руки в электромагнитном поле правой антенны (показывает – мы слышим звук сирены). Изменяет громкость с помощью изменения поля в левой антенне (уши закладыает).

Терменвокс, как любой музыкальный инструмент, должен быть настроен – что логично. У него настраивается именно радиус электромагнитный полей. С помощью другой ручки – радиус электромагнитного поля правой антенны.



- Первой появилась правая антенна. Но ей можно только контур музыки обозначить, - и Олеся «играет» «Подмосковные вечера». - Чтобы превратить в музыку перечисление нот разной высоты, нужна левая антенна. Именно здесь самая большая трудность в игре на терменвоксе. Потому что каждый звук надо открыть, развить и помочь ему перейти в следующий. Вторая антенна - самое живое, самое чувствительное, что есть в терменвоксе.
Двуручный терменвокс - живой инструмент во всех своих параметрах. Любое движение тела он чувствует. Ты дышишь, а он уже знает.

С уст музыканта слетали легко и изящно слетали физические термины: «электромагнитное поле», «антенны», «колебания». И становилось ясно: прибор-инструмент, который можно при желании собрать на кухне, если умеешь паять, требует не только наличие музыкального слуха, но и знаний по физике. И тем, и другим обладал Лев Термен, когда 1919 году случайно, по ходу совершенно других исследований изобрел терменвокс.

- Лев Сергеевич Термен окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Но в его голове хранились знания из разных областей, что позволило ему эффект приближении и удаления руки применить и в музыке. В конце 10-х годов ХХ века он работал в институте Иоффе, исследовал газовые конденсаты, проводил опыты с разными электрическими устройствами и во время измерений заметил, что меняется звук в зависимости от расстояния руки до антенны. И вдруг по институту Иоффе поползли слухи, что Лев Термен играет Глюка на вольтметре!


Много любопытных историй из жизни легендарного физика, изобретшего не только «голос Термена», но и ритмикон, терпситон, охранную сигнализацию, уникальную систему подслушивания «Буран», первую в мире телевизионную установку, поведала собравшимся Ростовская. В ее изложении биография нашего соотечественника звучала как пересказ авантюрного романа. И каждую историю, она предваряла острожным замечанием: есть версия.

- Но Лев Сергеевич не придумывал этого названия - терменвокс. Его придумали журналисты. А сам изобретатель назвал - аэрофон, подозревая, что музыка берется из воздуха. А журналисты подхватили, стали тиражировать, тогда ученый вырезал из фольги слово «терменвокс» и прикрепил к инструменту.

Представьте, что вы - Ленин!


На разницу между кажущейся легкостью и реальной сложностью игры на терменвоксе обратили внимание те смельчаки, которые отважились подойти к инструменту.

Первой среди желающих поставить на себе научно-музыкальный эксперимент, оказалась тезка Ростовской, студентка ТГУ, политолог. Терменвокс впервые услышала на концерте 18 октября и сразу прониклась к нему любовью. У Олеси из Томска было желание, но не было музыкального образования. Поэтому «пассы» над левой и правой антеннами заставляли терменвокс то выть, как волк на луну, то угрожающе мяукать.

- Давайте займемся реконструкцией, - предложила Ростовская Вы будете Владимиром Ильичем Лениным, а я - Львом Сергеевичем Терменом. И встала за спиной студентки, взяв ее руки в свои. - Я научу играть на терменвоксе.

И они стали «играть», А по ходу дела Ростовская поясняла, что, по рассказам свидетелей, Термен в Кремль принес охранное устройство, которое изобрел, и музыкальный инструмент. А секретарь Ленина по случайному совпадению имела консерваторское образование по классу рояля. Они порепетировали с Терменом и сыграли концерт для вождя, который обдумывал, как электрофицировать страну. Ленину тоже захотелось.


Захотелось оказаться на месте Ленина и студенткам музыкального колледжа. Они искали ноту. Признавались, что трудно удерживать ноту, трудно не фальшивить. Олеся подыгрывала на фортепиано и подбадривала юных коллег: «У вас получается. Попытайтесь мелодию сыграть». Они честно пытались. Кое-что получалось. С одной из девушек ведущая мастер-класса даже пыталась сыграть дуэтом.

- Вы используете вибрато, как в струнных инструментах. На что это влияет? - спрашивали ее девочки.

- Если играть без вибрато, то получается однообразный звук. Это тоже краска. С помощью вибрато можно менять тембр звука, делать теплый звук (показывает, как) или тревожный звук (вновь показывает). Или равнодушный звук (и тожепоказывает). Иногда композиторы в нотах пишут «без вибрато».

- А если вы будете играть в перчатке? Или в металлической перчатке. Как поведет себя звук?

- Терменвокс реагирует на проводники: на мясо и железно. Если перчатка из хлопчатобумажной ткани, то она не меняет ничего. А если металлическая, то сливается с телом, то есть с проводником, и что-то изменит.

- Зависит ли звук от того, напрягаете вы руку или держите ее расслабленно?
- Он поменяется точно так же, если на рояле аккорд нажать расслабленной рукой или напряженной. Но тембр и характер звука не меняется. Меняется звук от объема. Играть можно чем угодно. Даже носом. (И показывает, как это звучит). Но нос у меня не настолько виртуальный, чем рука.


Почти два часа шел мастер-класс. Всем желающим поиграть на терменвоксе не было отказано в их мечте.

- У меня постоянных учеников по терменвоксу нет. Нельзя руками помочь, - признала в конце Ростовская. - Но научиться может любой. Это не закрытый клуб. Но надо иметь инструмент. И не бояться его.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.