bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ХХ век: от Элгара до Денисова


Такова традиция: в дни траура всегда звучит классическая музыка. Она звучала и 1 ноября в Большом концертном зале, когда в стране Указом президента России был объявлен траур. «Томская филармония вместе со страной скорбит по погибшим в авиакатастрофе над Синайским полуостровом», - с такого печального объявления начался концерт «Человек. ХХ век» 1 ноября. Неслучайно открыла его элегическая музыка Иоганна Себастьяна Баха - так как ее услышал Эдисон Денисов и изложил в партите ре-минор. Солирующую партию скрипки исполнил Айлен Притчин (Москва).

Концерт был заявлен как одно из главных событий Международного музыкального форума имени Эдисона Денисова. Само название отсылало к исканиям композиторов века, отмеченного двумя мировыми войнами. Поэтому в программу были включены не только произведения Э.Денисова, но и Э. Элгара и С. Прокофьева. Обстоятельства внемузыкального ряда расставили свои акценты в музыку, прозвучавшую в исполнении Томского Академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера маэстро Ярослава Ткаленко.



Имя Баха Денисов редко называл среди любимых композиторов прошлого, но к творчеству великого предшественника композитор ХХ века обращался не раз. И каждый раз это было его признание в любви к Баху. Вечером 1 ноября размышления о вечном и обращение ко Всевышнему, заложенные в ре-минорную сюиту, в исполнении камерного состава оркестра и двух солистов (партию на клавесине исполнил Павел Шинкевич) прозвучали настолько отчетливо, что их можно было принять за молитву. Голоса скрипок, альтов и виолончелей воспринимались, как голоса страдающих душ.

Вальсы другого любимого композитора Эдисона Денисова - Франца Шуберта в оркестровке Денисова по контрасту с первым произведением утверждали витальность мира, наполненного любовью и гармонию.

Включение в программу музыки из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» оказалось очень своевременным. И не только потому, что название концерта «Человек. ХХ век» - как нельзя точно характеризует творчество Прокофьева, но в и силу размышлений, которые неизбежно вызывает музыка к этому балету. Прозвучавшие фрагменты, в том числе «Монтекки и Капулетти» и «Гибель Тибальта», вызвали у многих слушателей ассоциации с недавними событиями.



Апофеозом вечера в Большом концертном зале филармонии стало дебютное исполнение Концерта для скрипки с оркестром Э. Элгара, где вновь солировал Айлен Притчин. Он
прозвучал впервые в Томске. Это была премьера не только для Томского Академического симфонического оркестра, который освоил огромный музыкальный материал за рекордно короткий срок, но и для самого Айлена Притчина. Поздний романтик Элгар в интерпретации солиста прозвучал с истинно британским достоинством. И в то же время он был наполнен элегической грустью. Первая часть из Сонаты №2 Изаи, исполненная Айленом Притчиным на бис, развернула тему скорби в библейское русло. Ибо в этом отрывке была зашифрована средневековая тема «День гнева».

- Очень правильно, что поставили Прокофьева. В траурный день он звучал особенно объемно. Я слушала «Смерть Тибальта» и думала о людях в этом разваливающемся самолете. Элгара я слушала впервые. В середине произведения возникло очень грустное настроение, но после концерта вышла с очищенной душой, - призналась одна из слушательниц Светлана Сырова.

Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.