bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Король и палочки


Эдисон Денисов опосредованно сформировал программу концерта «Орган vs ударные». В исполнении Марии Блажевич (орган, фортепиано), Дмитрия Ушакова (орган) и Владимира Дорохова (ударные) прозвучали сочинения композиторов ХХ века, - Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса, Карла Орфа, Арама Хачатуряна, Астора Пьяццоллы, Питера Эбена, Пола Дезмонда, Джека Фина, Дэна Локлера, Льва Колодуба. Написанные ими специальные сочинения для органа и ударных или транскрипции и переложения для клавишных и ударных воссоздали музыкальный контекст столетия, когда уроженец земли томской писал свои сочинения. И, несмотря на то, что ни одного произведения Денисова не прозвучало в Органном зале 3 ноября, можно говорить, что публике была явлена яркая и темпераментная часть Вселенной Денисова.

Музыкальный проект «Орган vs Ударные» в Томской филармонии родился еще в 2007 году, но силу свою набрал после 2012 года. Переаншлаг в зрительном зале свидетельствовал о давней и постоянной любви публики к яркому и ритмичному шоу, где палочки (барабанные) соревнуются с клавишами.



Именно так и воспринимают большинство слушателей концерты этого проекта, даже когда звучит классика, как Токката и фуга ре-минор Баха, Испанский танец из «Лебединого озера» Чайковского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна. Что уж говорить о таких джазовых импровизациях, как «Шмелиные буги» Дж. Фина или «Take five» П.Дезмонда?



Эта соревновательность, с одной стороны, заложена композиторами. Ведь во время исполнения «Болеро» Владимир Дорохов на малом барабане в течение всех 15 минут звучания выдерживал единый ритм, не замедляя и не ускоряя его, тогда как Дмитрий Ушаков и Мария Блажевич на органе меняли ритм и силу звучания. Но, с другой стороны, сам характер музыки пробуждал в музыкантах азарт и кураж. Та же ре-минорная Токката и Фуга содержала в себе сюрприз, который предложили музыканты: ближе к концу классическая мелодия сменилась джазовыми ритмами, где ударные взяли на себя роль солистов.



Кажется, в этом соревновании должны были победить ударные. Хотя бы численностью. На сцене был выстроен целый город из барабанов разной величины, виброфона, ксилофона, маримбы, колоколов, литавр, там-тамов, гонга и других инструментов. Как заметил Дмитрий Ушаков, ведущий концерт, в этот вечер в Органном зале были собраны вместе 95 % всех ударных Томска. И уже в этом параде инструментов заключен элемент шоу. Особенно, когда музыкант переходит от одного к другому. Однако программа была выстроена так, что слушатели оказались очевидцами не только и не столько состязания, сколько со-Единения всех участников музыкального кроссовера.



Именно такое сотворчество было явлено при исполнении «Пейзажа с орлом» и «Пейзажа с радугой» - двумя частями «Апокалипсиса», произведения чешского композитора второй половины ХХ века Питера Эбена. Этого композитора, специально писавшего для органа и ударных, в России исполняют редко. Как и американца Дена Локлера, чьи фрагменты из концерта «Созвездия» дали возможность показать, что рождается от согласия ударных и клавишных. Ярче всего новое качество со-Единения ударных и органа дала «Фортуна» Карла Орфа. Так что публике с улыбкой и изяществом, виртуозно, под «соусом» шоу преподнесли весьма серьезные произведения. И это тоже отдельная радость. Хотя бесспорно, самую большую радость слушателям доставила виртуозная игра музыкантов.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ