bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Академическое пение не терпит измены


«Дети с оркестром только играют? А разве не поют?» - с этого полушутливого вопроса народный артист Бурятии, знаменитый бас Новосибирского оперного театра, доцент Новосибирской консерватории Шагдар Зондуев начал мастер-класс для юных вокалистов, который проходил в рамках II Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром». «Поют, поют!» - хором ответили учащиеся томских музыкальных школ и школ искусств, их педагоги и концертмейстеры.
Действительно, вокалисты на этом конкурсе традиционно представлены очень весомо. Почти половина конкурсантов – поющие. Даже пианисты, как Анатолий Миронченко из ДМШ-3, ко второму конкурсу неожиданно запели.



На мастер-класс пришли участники прошлогоднего и нынешнего состязания. Среди них Шагдар Дорджиевич с радостью узнавал тех, кто ранее принимал участие и в Сибирском туре «Романсиады», где он имел честь трижды быть членом жюри. Так что доброжелательная атмосфера на мастер-классе возникла с первых минут.



К каждому участнику Зондуев обращался как к коллеге. И каждый показ музыкального номера сопровождался аплодисментами.



- Во время пение надо брать большое дыхание, - советовал он Антону Пешко, воспитаннику хора «Глория». - Если излишки воздуха остаются, то сбрасывать в конце. А если дыхания не остается до конца фразы, это уже плохо. Мой преподаватель говорил, что дышать надо в процессе музыкальной фразы. Тогда и произведение будет правильно выучено, и дыхание будет работать.




Вокальные примеры пропевания гласных и.о. доцента НГК им. Глинки показал Юлии Ломакиной и Элизе Петровой. Юлии посоветовал обратить внимание на «у», а Элизе – на «а».

- Юля, ты готова к поступлению в консерваторию, но надо делать букву «у». Это самая главная гласная в вокале. Кто владеет «у», тот владеет всеми гласными. Надо делать упражнения, чтобы работать над дикцией. Пой каждый вечер перед зеркалом. Почитай утрированно слова.

Семнадцатилетняя Юлия Ломакина, обладательница лирического сопрано, певшая арию Керубино из оперы Моцарта, уже второй раз принимает участие в губернаторском конкурсе. В прошлом году она стала лауреатом в составе ансамбля. Нынче выступает соло.



- У тебя есть голос, - говорил Зондуев 11- летней Софье Петровой, - но надо дышать глубоко. Молодец, что арию Барбарины показала. Работай. Много надо работать. Академический вокал не терпит халтуры. И тем более не терпит измены. Покричал караоке – сразу голос реагирует.



Последнее замечание относилось не столько Софье, а говорилось для всех. Самый юный участник мастер-класса девятилетний Алексей Михайлов показал Тирольскую песню. Но от волнения чуть сбился. Зал, чтобы поддержать певца, зааплодировал.


Серобу Нагапетяну, Андрею Чирикову, Никите Мирошникову, которых Шагдар Доржиевич помнил еще по конкурсным выступлениям на «Романсиаде» посоветовал «не перепевать» голос. Мутация – дело серьезное. Анатолию Миронченко и вообще посоветовал «взять отпуск» как вокалисту. Рафшану Халимову, который уже пережил этот период, настойчиво рекомендовал «не подключать горло».



- Хороший голос, но призвук горловой вреден связкам. Не уберешь «горло» - будешь киксовать. Пой природным голосом, - советовал Зондуев.
Эти и другие советы ценны не только потому, что Шагдар Зондуев - востребованный солист оперного театра, но и отличный педагог. Его ученики, выпускники Новосибирской консерватории, лауреаты международных и всероссийских конкурсов.



- Но я слегка поправляю голоса. А перед вами, дорогие преподаватели, просто кланяюсь. Спасибо, что ставите голоса. Это адский труд, - говорил он в адрес наставников юных дарований.



Педагоги и учащиеся много спрашивали мастера из Новосибирска о технике пения, интересовались условиями поступления в консерваторию. С некоторыми вокалистами Шагдар Зондуев позанимался индивидуально. По словам педагогов, его советы помогут готовиться к гала-концерту, который продет 26 декабря. Участие в Губернаторском конкурсе «Дети играют с оркестром» для многих молодых исполнителей - стартовая площадка в профессию.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.